Конструктор Стечкин

Феликс Чуев| опубликовано в номере №1245, апрель 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

К юбилею Королева Стечкин заказал его портрет на дереве. Долго искал хорошего художника, уговаривал сделать портрет по фотографии. Приняв подарок, Сергей Павлович сказал:

– Борис Сергеевич, давайте сделаем точно такой

нее и ваш портрет и поставим их рядом.

Еще при жизни он стал легендарным. Каждый, кто знал его, обязательно вспомнит что-то необыкновенное: то ли про мотогонки и аэросанные, пробеги, то ли о его изобретениях и участии в дискуссиях. Рассказывают о защищавшемся докторанте, у которого Стечкин был оппонентом, положительно оценившим работу. Выступая на защите, он в пять минут вывел формулу, которая оказалась в десятки раз ценнее всей диссертации.

Его теоретические работы еще долго будут определять развитие науки и техники. Присущий ему инженерный подход к делу (а он был не только ученым, но и инженером высшего ранга) нашел тысячи последователей. Теория ВРД стала основополагающей на десятилетия, а может, и на века, ибо буквально каждый год появляются все новые и новые свидетельства реализации на практике принципов Стечкина – и не только в авиации. Это суда и автомобили на воздушной подушке, газовые турбины, новые компрессоры, безмашинные преобразователи энергии, средства защиты окружающей среды – трудно найти область, где бы не применялись его теоретические работы.

После Жуковского и Чаплыгина в области авиации Стечкин являлся старейшиной советского двигателестроения и с честью выполнял эту роль. «Пожалуй, лишь после смерти Бориса Сергеевича можно полностью оценить, насколько были важны подобные его функции, – пишет профессор Е. В.Урмин. – И сегодня страницы его жизни и многогранной творческой деятельности ждут своих исследователей».

У него были и взлеты, и мировое признание, и трудности. И все же в целом у него счастливая судьба. Его выдающиеся научные открытия, педагогическая работа всегда имели успех. Он любил создавать машины, и он их создавал. Жуковский и Королев – только этих двух имен людей, другом которых он был, достаточно, чтобы назвать его судьбу счастливой.

«Люди умирают, песни остаются», – сказал поэт.

После него осталась высокая, нескончаемая песня моторов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены