Конструктор Стечкин

Феликс Чуев| опубликовано в номере №1245, апрель 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

удовольствия.

Царь поднялся с ковра и сказал:

– Знаете что, вы мне оставьте эту игрушку. Сколько вам нужно денег?

– Один миллион, – не моргнув, ответил Лебеденко.

– У вас есть какая-нибудь бумажка? Давайте я напишу.

Чистый лист мигом оказался под высочайшим пером, и Лебеденко уехал от царя с миллионом рублей в чемодане. «Это факт! – вспоминает А. А. Микулин. – И на эти деньги мы стали строить «Нетопыря».

Корпус делали в специальном ангаре в Хамовниках, на теперешнем Комсомольском проспекте (здание сохранилось и поныне), а колеса строили под Дмитровой. Целиком «Нетопырь» решили собрать у большой березы в лесу, который охранялся солдатами. У березы танк собрали с умыслом: чтобы проверить, рухнет ли дерево, когда он пойдет.

Стечкин завел двигатель, Микулин сел за руль, дал газ. «Нетопырь» тронулся с места, подмяв под себя толстую березу. Солдаты закричали «ура!», и все шло хорошо, пока танк двигался по гати. Но как только гать кончилась, задний каток ушел в мягкую землю. Место было болотистое, и вытащить увязший «Нетопырь» силенок у двух моторов «Майбах» не хватило. Так он и остался на добрых три десятка лет ржаветь в подмосковном лесу...

Создатели танка столкнулись еще с одной неприятностью. Немецкие «Майбахи» работали неважно, часто ломались, и друзья решили сделать свой двигатель – авиационный. Первый мотор, который они вдвоем спроектировали и построили, назывался «АМБеС» (Александр Микулин, Борис Стечкин). Двигатель был двухтактный, давал мощность 200 лошадиных сил и 2000 оборотов в минуту. В этом двигателе, также выполненном в лаборатории Лебеденко, впервые в мире был осуществлен впрыск топлива в цилиндры. Однако двигатель требовал доводки, а деньги у Лебеденко кончились. Тогда «Бархатный кот» решил продать мотор в Америку. В один из августовских вечеров 1916 года он пригласил Стечкина и Микулина в ресторан «Метрополь», где их дожидались два американца.

– Людям с таким талантом, как у вас, – сказал

один из иностранцев Стёчкину и Микулину, – ну

жен простор для работы, нужен... как бы вам

сказать, американский размах. Мы покупаем ваш

двигатель и предлагаем переехать в Северо-Американские Штаты, где вы будете жить, как говорят у вас в России, припеваючи. – Американец сказал все

это по-русски, засмеялся и затянулся сигарой.

Потом положил ее на край пепельницы и вновь

продолжал деловым тоном: – Для начала мы будем

платить вам по тысяче долларов в месяц, а потом

устроим общество – во главе с вами, разумеется,

господа Стечкин и Микулин, – общество по эксплуатации вашего двигателя.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены