Да, авторитет потерять легко. Вернуть же его можно только при одном условии: если комсомольская организация перейдет от слов к реальным интересным делам.
Уметь работать – значит уметь ставить себе ясные цели, осознавать, на ряд каких частных последовательных целей каждая поставленная цель распадается, уметь выбирать наиболее целесообразные средства осуществления поставленной цели, то есть такие средства, которые давали бы возможность наилучшим образом, с наименьшей затратой сил и времени достигнуть поставленной цели. Уметь работать – значит уметь учитывать и свои силы, и силы других, и все условия работы, уметь подводить итоги сделанному.
Н. К. КРУПСКАЯ
Вспоминается недавний разговор с комсоргом одного из крупных цехов. Работник он опытный, раньше претензий у нас к нему не было, а тут вдруг от его комсомольцев узнаем, что зазнаваться стал. То ли масштабы вскружили голову – комсомольская организация большая, около тысячи человек, – то ли уверовал в собственную непогрешимость, только увлекся парень администрированием, почувствовал себя начальником, забыл, видно, что комсомольский руководитель прежде всего должен действовать убеждением. Он же вместо этого чуть ли не приказы отдавал, к мнению других перестал прислушиваться, большинство вопросов решал единолично, даже здороваться, приходя в цех, и то иногда забывал. Короче, стал комсорг терять авторитет. Пригласили мы его в комитет комсомола. Задаем вопросы: как оцениваешь работу низовых звеньев? Всегда ли групкомсорги внимательны к рядовым комсомольцам? Кто участвует в разработке и принятии решений? То есть, не унижая достоинства, пытаемся навести парня на размышления о собственном стиле работы. Приходит он после того разговора через два дня: «Ребята, я все понял. Критику принимаю. Помогите исправить положение...»
Кто-то скажет: зазнался комсорг, а вы с ним либеральничаете, «снять стружку» бы с него, да так, чтобы и другим было чему на его примере поучиться. Что ответить любителям подобных крутых мер? Конечно, и мы «снимаем стружку», бывает, от должности освобождаем, если видим, что ошиблись в человеке. Но в данном случае доверительного, товарищеского разговора с комсоргом оказалось достаточно.
На головном предприятии нашего объединения сейчас работают 22 тысячи комсомольцев. Они состоят в 84 комсомольских организациях структурных подразделений. Структурные подразделения – это корпуса, цеха, управления и отделы. Прибавьте сюда завод-втуз, комбинат общественного питания, общежития – везде своя специфика, везде разные категории комсомольцев. Без учета этой специфики грамотно, компетентно работать сегодня комсомольскому активу нельзя.
Одним из главных показателей компетентности комсомольского вожака является умение понимать и видеть за обыденными делами конкретных людей. Это качество необходимо, конечно, любому руководителю, но комсоргу в особенности, потому что всю свою работу он строит на основе личных контактов с комсомольцами, на основе убеждения и личного примера.
Нельзя сразу, без специальной подготовки, стать, скажем, токарем пятого разряда – для этого придется преодолеть несколько ступеней. Точно так же приходится подниматься и комсомольскому активисту. И вот избрали парня групкомсоргом. Проходит год или два, становится наш комсорг членом цехового бюро, потом и секретарем цеховой организации. Вот тут от него требуется очень важное качество: умение наращивать свои знания, я бы сказал, в прогрессии. Потому что он только в том случае будет пользоваться авторитетом, если за короткое время станет на голову выше членов своего бюро в вопросах комсомольской работы. Этому умению – быстро наращивать знания – мы постоянно учим активистов. Скажем, открылась новая экспозиция на ВДНХ – съездите, пожалуйста, посмотрите. Различные лекции, встречи с интересными людьми для актива проводим.
И тогда нас, комитетчиков, начинает интересовать: а растет ли политически, нравственно, духовно человек, растет ли возглавляемая им организация? Допустим, на заседании комитета комсомола критикуют цехового секретаря. Действительно, неважное пока у него положение. Ну, а как обстояли там дела год, полгода назад? Выясняется, что все-таки есть изменения к лучшему. Значит, хоть и не все получается как надо у комсорга, но он работает, и нельзя в данном случае только сегодняшние недостатки видеть. Ведь чего проще – обнаружив недочеты, принять соответствующее постановление и поставить на этом точку. Только поможет ли это делу?
Хочется еще раз подчеркнуть, что знание дела и умение работать с разными категориями молодежи – одно из важнейших условий успешной работы комсорга. У нас в штампо-механическом цехе секретарем бюро ВЛКСМ работает Витя Якунин. Комсорг он добросовестный, только вот не любит детальным планированием заниматься, все записи у него обычно на листках календаря. Спрашиваем его однажды в комитете: какие категории молодежи у тебя в цехе? Сколько молодых специалистов, студентов втуза, выпускников ПТУ? Сколько семейных, холостых, сколько молодых матерей? Точных данных у комсорга нет. А это ведь основа, с этого только и можно начинать настоящую работу – с анализа возрастного, образовательного состава организации.
Или обсуждали мы недавно подшефную работу в школе. Отчитывался Андрей Гавриленко, секретарь комсомольской организации автотранспортного цеха. Спрашиваем: сколько молодых инженеров цеха являются школьными вожатыми? Оказалось – ни одного. Да и в целом по головному предприятию молодые специалисты среди членов комсомольского педагогического отряда и вожатых-производственников составляют чуть более 30 процентов. А кому легче технический кружок в школе организовать, кому проще на каверзный вопрос ответить? Конечно, тому вожатому, за плечами у которого институт, техникум, а не средняя школа. В том, что мало молодых специалистов среди вожатых, вина, естественно, не только цеховых секретарей, но и наша – заводского комитета комсомола. Мы этот вопрос сейчас взяли на особый контроль.
Бывает так: придешь в цех, говоришь с секретарем комсомольского бюро, а он жалуется: и текучка заела, и оглядеться времени нет, и дела кажутся мелкими и неинтересными. Тогда приходится переубеждать: любое реальное дело, за которое комсомольцы принимают на себя ответственность, важно и полезно. Именно таким делом стала для нас работа с новичками.
Около пяти тысяч – столько новичков приходит ежегодно на ЗИЛ. В большинстве это молодежь. Станут ли они кадровыми зиловцами или спустя какое-то время напишут заявления: «Прошу уволить по собственному желанию», – зависит и от заводской комсомольской организации. Главное, мы должны помочь им сделать первые шаги. Чтобы они чувствовали, что комсомольская организация к ним неравнодушна, заинтересована в каждом из них. Проследить, чтобы новенький встретился с начальником цеха или с мастером, в первую же неделю побывать в общежитии, посмотреть, как человек с жильем устроен, поговорить с ним – все это забота групкомсоргов, цеховых секретарей. Мы им постоянно напоминаем: не забудь новичков, выдели вновь пришедших. Да и на заседаниях комитета, по какому бы вопросу комсоргов ни слушали, обязательно интересуемся, как поставлена работа с новичками.
И вот тут снова хочу сказать о компетентности. Ведь чем больше мы будем знать о новичках, тем легче нам строить с ними работу. Вот почему по предложению комитета ВЛКСМ завода социологи ЗИЛа разрабатывают сейчас так называемый «Социологический паспорт приходящего». В нем найдут отражение и его уровень образования, и мотивы поступления на ЗИЛ, и увлечения. Паспорт будет постоянно в работе у комсоргов. Это очень важно, ибо до сих пор мы совершенно не анализировали, как развивается человек, в течение ряда лет живущий в одном коллективе. Растет ли с ростом материального благосостояния нравственный, культурный уровень молодого рабочего, его общественная активность? Или интересы недавнего выходца из деревни, да и коренного горожанина, пришедшего на современное предприятие, остаются порой на прежнем уровне и ограничиваются кружкой пива после смены? Тут есть над чем подумать комсоргу, секретарю цехового бюро, членам заводского комитета комсомола...
Люди с уважением относятся к мастерам своего дела. Мастерство комсорга – особого рода. Это мастерство лидера, вожака молодежи. Поэтому дилетантом лидеру быть никак нельзя.
На одном из подмосковных заводов шла аттестация участников Ленинского зачета. Молодой инженер, командир заводского комсомольского оперативного отряда, отчитываясь, рассказал о рейдах, организованных им в общежитиях беседах на правовые темы, не забыл упомянуть и о количественном росте отряда. Складывалось впечатление, что работа проводится большая. Но когда секретарь парткома спросил, какова же эффективность этой работы, уменьшилось ли в микрорайоне количество правонарушений, сократилось ли число подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, командир не смог сказать ничего конкретного. Произошло это, очевидно, оттого, что, планируя работу, командир оперотряда не определил ни ее целей, ни ожидаемых результатов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.