Комментарий к жизни комментатора

Андрей Баташев| опубликовано в номере №1417, июнь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мне думается, в рамках любой тактической системы необходимо оставлять простор для творчества. Именно так поступал один из лучших советских тренеров. Борис Андреевич Аркадьев. Истинный архитектор игры, Аркадьев всегда давал футболистам возможность творить на поле. Это создавало особую атмосферу в команде, потому что только творчество, я убежден в этом, рождает дружбу в коллективе.

Мне могут возразить, приведя примеры того, как «порядок» (то есть организация) бил «класс», который предполагает коллективное творчество исполнителей. Да, так бывало. Но «порядок» не способен долго одерживать верх над «классом». Если же на каком-то этапе он сработает, тогда возникает порядочная, то есть средняя команда. Она может преуспеть в борьбе за очки, но вот творить на футбольном поле ей не дано. На это способны лишь «классные» коллективы, такие, как ЦДКА. «Динамо» (Москва) и «Спартак» 1956 года, как «Динамо» (Тбилиси) 1981 года.

Иной раз о музыканте-виртуозе говорят, что он играет «в завтра» — настолько необычна его трактовка произведений и совершенна техника. Точно так же следует, видимо, оценивать и игру футбольных «звезд», яркость которых зависит от того, насколько далеко они продвинулись в это манящее «завтра».

— Владимир Никитович, считанные дни отделяют нас от начала мексиканского чемпионата мира. Реальны ли, по вашему мнению, надежды старшего тренера сборной команды СССР В. Лобановского, который заявил в одном из своих интервью: «В Мексике мы будем стремиться к наивысшему результату..»?

— Мне кажется, в Мексике восторжествует футбольное искусство, в котором будут и мысль (тактика), и чувство (импровизация), и высочайшее техническое мастерство. А вот те, кто уповает лишь на физическую подготовку и, в частности, на умение быстро бегать, останутся, видимо, на вторых ролях. В числе главных претендентов на победу будут, на мой взгляд, южноамериканские команды, а также сборные Франции и Италии. Шансы нашей команды, по-моему, пятьдесят на пятьдесят.

Мы очень большое значение придаем морально-волевой подготовке и «блеску в глазах». Хотелось бы, во-первых, чтобы этот «блеск» был блеском мысли. А во-вторых, нельзя забывать, что воля, упорство, самоотверженность не могут компенсировать отсутствие техники.

Что касается заявления Лобановского, то, думаю, иначе он и не мог сказать. Истинные спортсмены всегда должны ставить перед собой самую высокую цель. Кстати сказать, наш футбол, несмотря на все неудачи последних лет, вполне конкурентоспособен на международной арене.

— Тем не менее удача, образно говоря, не преследует наших мастеров. Почему же?

— По-моему, главные причины — недоверие тренеров к фантазии исполнителей и недостаточный технический уровень футболистов, не позволяющий им отдаться на произвол своего воображения.

Футбол начинается в детстве. Необходимо так воспитывать юных, чтобы они мечтали стать виртуозами, ценили эстетику футбола, чтобы их одушевлял тот дух чистоты и бескорыстия, который всегда отличал истинных мастеров. Отсюда понятно, сколь высокие требования должны мы предъявлять к воспитателям юных спортсменов. Говоря так, я имею в виду не только учителей физкультуры и тренеров, но и нас, спортивных журналистов. Я часто выступаю в школах и в профессионально-технических училищах. Помню, в одном ПТУ я попросил ребят: пусть те, кто всерьез занимается спортом, поднимут руку. И я был потрясен, когда в зале не поднялось ни одной руки...

Почему же многие юноши и девушки обходят стороной спортивные площадки? Может быть, потому, что они хотят заниматься не физическими упражнениями вообще, а именно тем видом спорта, который вызывает у них интерес?

— Журналисты, как правило, мечтают написать книгу. А о чем мечтаете вы?

— В ближайшие годы получат распространение видеомагнитофоны. Поэтому нужно уже сейчас создавать учебные программы, посвященные утренней гимнастике, аэробике, атлетизму и т. д. Необходимы видеофильмы, которые помогали бы овладевать техникой горных лыж, настольного тенниса, езды на велосипеде... Не сомневаюсь, что большой популярностью пользовались бы и развлекательные программы с участием лучших фигуристов, гимнастов, горнолыжников, а также «звезд» эстрады.

— Телезрители знают телекомментаторов в лицо. Видимо, и вас нередко узнают на улице. Как вы к этому относитесь?

— Как-то раз на встрече со зрителями — она называлась «Спорт и юмор» — писатель Михаил Генин сказал: «Человек становится по-настоящему популярным, когда его начинают пародировать. А вот Маслаченко, к сожалению, никак не даст нам повода для пародии». Прошло несколько месяцев, Генин позвонил мне и сказал: «Ну, наконец-то. Твоя фраза: «Футбол — это всегда интересно» — как раз то, что нужно. Теперь я за тебя возьмусь».

Но, увы, пародии все нет и нет...

И все же, хотя меня и не тяготит бремя популярности, ко мне действительно иногда подходят незнакомые люди и задают вопросы — обычно о футболе. Отвечая им. я стараюсь быть предельно откровенным. В последнее время меня чаще всего спрашивают, кто же завоюет золотые медали на чемпионате мира в Мексике. А это как раз тот вопрос, на который я не в состоянии ответить.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Кто с мечом к нам придет…»

Лауреаты премии Ленинского комсомола

До свидания, комета Галлея!..

Наука — техника — прогресс