«Кто с мечом к нам придет…»

Светлана Иванчева| опубликовано в номере №1417, июнь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Лауреаты премии Ленинского комсомола

Историческое сознание — проблема нравственная. Глубокая внутренняя причастность к памяти народа о прошлом — источник «духовной» оседлости, ибо «без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и к чему должны стремиться» — эти слова русского историка В. Ключевского определяют предмет и источник творческого мышления молодого московского художника Сергея Присекина.

...Сергей с увлечением говорит о ранней молодости князя Александра Ярославича, отмеченной мужеством и победой в битве на Неве, за что уже в двадцать лет он был прозван Невским. А всего через два года в побоище на льду Чудского озера войска, предводительствуемые Александром Невским, подтвердили славу русского оружия, разбив немецких рыцарей-крестоносцев.

Это событие и стало темой большого исторического полотна, в названии которого использованы слова, сказанные Невским более семисот лет назад: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Сергей рассказывает, что от момента вдохновения, когда родилась идея, до начала непосредственной работы с холстом прошло более четырех лет: поиски материалов, тщательное изучение эпохи, оружия, костюмов. Скажем. ни один из наконечников копий воинов не повторен, а ведь на полотне изображено до двухсот фигур. Сергею пришлось написать целую галерею этюдов-портретов. а потом, превратившись в режиссера, строить сцену битвы, населяя ее персонажами, заранее определяя направление, в котором взгляд зрителя будет перемещаться по полотну, все глубже проникая в тот давний день.

Одна из самых значительных средневековых битв, известная в истории под названием Ледового побоища, произошла 5 апреля 1242 года. В летописи сказано о ней: «...и была тут страшная сеча для немцев... треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и замерзшее озеро точно тронулось, и не видно было льда, потому что он был покрыт кровью». А летом прибыли в Новгород послы из Ордена и просили у Александра вечного мира. Тогда, говорят в народе, и были сказаны князем пророческие слова, что положены в название картины.

Разворачивая на холсте сцену боя, художник помещает на правой стороне русских воинов, сражавшихся за правое дело, а слева — немецких рыцарей. В центре ясная, светлая фигура новгородского князя Александра на фоне развевающегося красного плаща. Княжеский меч обращен в сторону русского воинства. Он простерт над толпой, обретая символический смысл. С вознесенной под обрез полотна хоругви на вражеское войско взирает Спас. В строгом взгляде его предрешен исход битвы. За ним в пол-лица суровый лик Дмитрия Солунского. покровителя русского воинства. Вторит битве и ярость небесная. Рваные облака грозно высвечены. Лишь в просветах сияет чистая голубизна, в которой движется свет жизни — солнце. Оно уже проглядывает на картине, заливая светом мудрости и справедливости фигуру молодого князя Александра Ярославича. Множество смысловых планов сообщают картине характер народной поэмы, баллады, повествующей о народном героизме, проявившемся в исторической для русской земли битве.

Тема народного героизма требует некой условности живописного языка. Художник не акцентирует внимание на ужасах битвы, все в картине подчинено высокой идее защиты земли русской. Отсюда и подчеркнутые удаль и размах, и некоторая театральность в жестах, позах воинов. Это событие пришло к нам из невероятной дали времен, сохраненное памятью народа. Именно память, освященная глубоким чувством, и позволяет нам сочетать слова «живая история».

Оживляя историю в полотне, художник умело сочетает реальность с условностью. Горизонтальный, вытянутый формат картины дает почувствовать зрителю размах многофигурной композиции, передающей сцену боя. Выверенные соотношения фигур, ритм их построения, цветовая планировка говорят о высоком профессионализме художника. Ритмическое движение цвета к центру, подчиненное идее картины, достигает апогея в фоне, окружающем лицо и меч князя. Белый цвет лошади лишь усиливает звучание отороченного золотом плаща, на котором сверкает занесенный в символическом жесте княжеский меч.

Образ Александра Невского волновал многих русских живописцев, в частности Павла Корина, написавшего в 1942 году триптих «Александр Невский». В том же году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Александра Невского.

Обращение Сергея Присекина — участника Студии военных художников имени М.Б.Грекова — к героическому прошлому нашей Родины не случайно. Патриотическое звучание слов Невского не теряет своей силы и по сей день. Без благодарной памяти о прошлом «жить неинтересно и безнравственно». На выставке «40 лет Великой Победы» в Центральном выставочном зале Москвы Сергей Присекин показал свою новую работу «Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года». Этот день, принадлежащий уже истории, незабываем для каждого советского человека. Г. К. Жуков, классический «конный» портрет которого пишет Присекин, принимал парад, которым командовал Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. Во время торжественного марша впереди на специально оборудованном автомобиле везли Знамя Победы. За ним шли сводные полки фронтов, за которыми на Красную площадь вступила сводная колонна советских воинов: они несли опущенные до земли 200 знамен разгромленных немецко-фашистских войск. Под дробь барабанов поверженные знамена были брошены к подножию Мавзолея В. И. Ленина.

Этот торжественный момент и положен в основу картины. Следуя традициям русской исторической живописи, молодой художник дает современную трактовку известного сюжета «Чудо Георгия о змие». Маршал — удивительное совпадение: тоже Георгий — на вздыбленном белом коне, попирающем змия — вражеские штандарты. Создавая образ полководца, художник выстраивает символический план, позволяющий наиболее глубоко и полно осознать значение события, изображенного на полотне. Между фигурами маршалов, едва возвышаясь над ними, просматривается скульптурный памятник народным героям Минину и Пожарскому. Справа от них на Красном знамени — портреты вождей Революции.

Не посрамив чести предков, приумножив ее в боях Великой Отечественной войны, пришли на Красную площадь воины. В парадном, расшитом золотом мундире, украшенном тремя звездами Героя Советского Союза, маршальской звездой и другими высшими орденами и медалями, маршал Жуков принимает парад. Его «красивое, сильное, тяжелое лицо», говоря словами Константина Симонова. — самая звучащая часть картины.

Среди знаков истории, отмеченных радостью и победами, художник помещает торжественные фигуры всадников, символизирующие преемственность поколений. Смысловую нагрузку несет и элемент пейзажа. Сумрачно-тревожные облака над стенами Кремля — дань горькой памяти о тех, кто остался на полях войны, не дожив до светлого Дня Победы.

За полотно «Кто с мечом к нам придет» и серию портретов современников, выполненных во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, Сергей Присекин в прошлом году был удостоен премии Ленинского комсомола. И здесь нельзя не сказать о том, что до сих пор работа не нашла своего места ни в одной музейной экспозиции. Увидеть ее воочию сейчас нельзя. А жаль. С картиной возникла ситуация, в которой должны разобраться компетентные организации. Сейчас художник вновь в поисках материалов, что лягут в основу триптиха, посвященного 70-летию Октябрьской революции.

Динамическая связь прошлого и настоящего с будущим, которому адресованы работы Присекина, свидетельствует о развитом историческом сознании художника, о твердости его жизненной позиции. Человек не может быть личностью без ясно ощутимой связи своей с прошлым.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Отдыхая, поработать

Читатель — «Смена» — читатель