Верховный Совет ждет комсомольских делегатов
— Нина, вы как член законодательной комиссии Верховного Совета СССР причастны к созданию нового Закона о нашей избирательной системе. Теперь у комсомола есть право самостоятельно выбирать своих представителей в высший законодательный орган страны. Чем, на ваш взгляд, они должны отличаться от молодых депутатов, входящих сейчас в Верховный Совет СССР?
— Не претендуя на обобщения, попробую объяснить это на собственном примере. Я молодой депутат. По крайней мере по возрасту. Хотя общий депутатский стаж у меня уже одиннадцать лет. В восемнадцать стала депутатом Воскресенского горсовета, в двадцать два — Московского облсовета, а в 1984 году вошла в состав Верховного Совета СССР. Представляю ли я в нем молодежь? По идее — да. Но считается, что одновременно представляю и рабочих, раз сама из них, не имеющих высшего образования (у меня только ПТУ и техникум).
А защищаю я по мере возможностей и способностей всех моих избирателей — жителей Воскресенска (моего родного города), Егорьевска, Шатуры и прилегающих к ним районов Московской области.
Молодые просят о помощи редко. Наказы, которые получаю от избирателей, молодежи непосредственно не касаются.
— Но на этом основании вы, надеюсь, не сделали вывод, что молодежь в социальной защите не нуждается?
— Нуждается! Но, по-моему, не очень на нее рассчитывала до недавнего времени. Юноше и девушке чуть ли не с пеленок внушали: поживи, поработай, заслужи, тогда и до тебя черед дойдет. О квартире ли речь, о месте в яслях для ребенка, о путевке...
Но даже если депутат сам молод и видит множество молодежных проблем, он не может посвятить себя только им. Как бы того ни хотел. По себе знаю. Ведь жизнь у депутатов Верховного Совета, хоть и очень интересная, но чрезвычайно тяжелая. Времени постоянно не хватает.
Казалось бы, новый закон дает нам возможность восемь-девять месяцев в году заниматься только депутатской, работой. Но ведь и круг наших обязанностей расширяется. Словом, депутат от избирательного округа не сможет, на мой взгляд, так целенаправленно проводить в жизнь молодежную политику, как это сделает комсомольское представительство в Верховном Совете.
— Нина, а вы сами отдали бы на месте комсомольцев голос за такого, как вы, депутата?
Пожалуй, нет. В последнее время я все чаще подумываю об «отставке». Причин тому много. Но главная — чувствую, мне не по плечу требования, которые сегодня предъявляет жизнь к депутату Верховного Совета.
— Экспресс-опрос на многолюдных улицах столицы нарисовал приблизительно такой «идеальный тип» депутата. Молодые избиратели — среди опрошенных были москвичи и приезжие — хотели видеть своего «комсомольского депутата» только молодым. Но при этом, чтобы он имел уже жизненный и депутатский опыт. Пол и социальное положение роли не играют. Депутат должен быть целеустремленным, отзывчивым, умеющим отстаивать собственные убеждения. Встречались и «особые» пожелания: чтоб представитель молодежи в Верховном Совете не имел ничего общего с комсомольскими функционерами, бывал за границей, любил хэви метал...
— Считаю, что депутат из молодежной фракции совсем не обязательно сам должен быть молодым. По-моему, это отголосок тех времен, когда представительство было формальным и считалось, что рабочий лучше выразит интересы рабочих, женщина — женщин... Следуя такой логике, можно дойти до того, что защиту леса лучше всего предоставить медведю...
Ну, а если серьезно, мне кажется, ни возраст, ни членство в комсомоле не имеют в данном случае никакого значения. Важно, насколько человек по-настоящему связан с молодежью. Например, за директора нашего Воскресенского объединения «Минудобрения» Николая Федоровича Хрипунова я на месте комсомольцев голосовала бы с радостью. (Жаль, руководителей ограничили в представительстве.) Жилищное строительство для молодых, бассейн, Дом молодежи, современные детские сады появились в Воскресенске благодаря Николаю Федоровичу. Немногих встреченных мной когда-либо комсомольских лидеров можно поставить с ним рядом по авторитету среди молодежи. И не только города, но и области. Он много лет уже депутат областного Совета.
Что же касается остальных качеств, которые были названы как необходимые, по-моему, это не очень серьезно.
— Но избиратели зрелого возраста, говоря о вас, превыше всего оценили примерно то же самое. Отмечали, что вы никогда не используете свое положение в личных целях. На квартиру стояли в общей очереди. Не рветесь в начальство. Как работали аппаратчицей в сернокислотном цехе, так и работаете. Рассказывали о вашей терпеливости, отзывчивости...
Слышать о себе добрые слова, конечно, приятно. Но мне грустно от мысли: до чего же, выходит, люди разуверились в нас, своих депутатах, если элементарную порядочность возводят бог знает во что!..
— Но разве для этого нет оснований? Ни для кого не секрет, что депутаты и высшего законодательного органа страны нередко оказывались «свадебными генералами». И чтобы хоть как-то себе это объяснить, люди решали: либо нам не дали выбрать порядочных, умеющих отстаивать свои убеждения, либо запугали их или купили молчание какими-то льготами. Так что, согласитесь, желание видеть своих избранников прежде всего порядочными и смелыми вполне обоснованно.
— Действительно, еще совсем недавно мнение членов законодательной комиссии, в которой я работаю со времени избрания в Верховный Совет СССР, мало кого волновало. Нам даже проекты документов, когда их предстояло обсудить в комиссии, раздавали от силы за полчаса. И только в последнее время ситуация изменилась.
А как было с информацией? Знаете, где я узнала, что и в нашей стране неблагополучно с нитратами? Во Франции. Во время командировки. Это сейчас я мечтаю увидеть бабочек около Воскресенска. Вчера же и не замечала, что они исчезли. Да и комбинат воспринимала лишь как благо для города.
Понимание всей серьезности экологической ситуации пришло через проблемы Воскресенска. Ведь комбинат, кроме всего прочего, — это источник загрязнения природы: стоки, дымный воздух — тоже наша продукция, поэтому здесь взялись за строительство более совершенных очистных сооружений, проводится реконструкция, чтобы уменьшить вред, наносимый химическим производством, — комбинат-то построили еще в тридцатые годы. Сейчас в нашем коллективе обсуждается предложение директора предоставлять трехлетний послеродовой отпуск работницам комбината. У старшего поколения это предложение вызывает некоторое сопротивление. И тут моя депутатская забота убедить людей в справедливости такого отношения к молодым матерям.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Александр Кулешов о смертной казни
Евгений Беренс: присягнувший на верность революции
Закон о повышения возрастного порога уголовной ответственности: гуманизм или безрассудство?