Симонов поражает такими открытиями:
«... Зажмурясь... спит пилот...»
Как будто люди спят с открытыми глазами!
Есть у Симонова и удачные вещи - стихи, посвященные Карлу Марксу, поэма «Победитель».
Мах. Матусовскому свойственны те же недостатки, что и Симонову.
В стихотворении «Братская могила» очень мало сказано о беззаветном героизме людей, погибших за дело революции.
Холодно и монотонно Матусовский перечисляет:
«Здесь литейщик худой без рубахи,
Здесь погибший в строю военком,
Здесь казак молодой без папахи,
Здесь алчевский шахтер босиком.»
Характеристики героев не отличаются большой глубиной:
«Здесь моряк в черноморской фуражке
О якорями на смелых руках,
В полосатой открытой тельняшке...»
Иногда Матусовский и Симонов пишут совместно на исторические темы, но их коллективные художественные произведения бледнее документов, которые они используют.
Анализируя творчество Луговского и его учеников, приходишь к выводу, что их произведения не стоят на уровне нашей героической действительности, а ведь искусство, как писал Горький, должно стать выше действительности, должно возвысить человека над ней, не отрывая его от нее. Этой способностью полностью обладал Маяковский, поэтому стихи его, написанные больше десяти лет тому назад, до сих пор сохраняют свою свежесть и силу.
Призывая молодых поэтов учиться у Маяковского, мы вовсе не хотим сказать, что они должны механически подражать Маяковскому, слепо повторяя его приемы. Но без глубокого и вдумчивого изучения творчества Маяковского невозможно стать настоящим советским поэтом. Маяковский умел мастерски сочетать форму с содержанием. Несоответствие идейной направленности вещи и словесного, внешнего ее оформления характерно для некоторых молодых поэтов, в частности для С. Астрового. Астровой в своих стихах нагромождает вычурные образы без всякой необходимости, часто в ущерб цельности и действенности вещи. Получается перегрузка, неоправданная словесная игра, бесплодно утомляющая внимание. Столь «образные» стихи в лучшем случае развлекают, в худшем - раздражают читателя, оставляя его совершенно равнодушным к тому, о чем говорит поэт.
Борьба за качество поэтических произведений является одной из важнейших задач советской литературы. Поэзия должна стать достойной нашей социалистической эпохи.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.