«Александр Невский»

С Карамоленко| опубликовано в номере №312, декабрь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

На экране показаны люди, жившие 700 лет назад. Они настолько отличаются от нас внешностью, обычаями, взглядами, они живут в условиях, настолько непохожих на окружающую нас действительность, что, казалось бы, у нас к этим людям не может быть ничего, кроме любопытства. И однако, когда князь Александр Ярославич Невский во главе своих войск с боевым кличем «За Русь!» громит немецких рыцарей, когда ликующие толпы приветствуют победителей - Александра и его сподвижников, - ни один зритель не остается равнодушным: аплодисменты, прокатывающиеся по залу, смешиваются с грохотом битвы и радостными криками народа.

Псковичи, новгородцы, суздальцы XIII века - наши далекие предки - в кровавых битвах отстояли родную русскую землю. Нас объединяет с ними одна черта - любовь к Родине. Во все времена, в дни тягчайших поражений и блестящих успехов, русскому народу была присуща эта черта, без которой ни один народ в мире не мог бы сохранить свою независимость.

Любовь к Родине побуждает на славные деяния и богатырские подвиги героев фильма «Александр Невский». Во имя земли русской князь Александр Ярославич забывает об обидах, нанесенных ему новгородцами, и ведет новгородские дружины на бой с тевтонскими рыцарями. Во имя Родины друзья - соперники Василий Буслай и Таврило Олексич, столь непохожие друг на друга и в то же время столь близкие друг другу, бьются плечом к плечу в страшной ледовой сече. Защищая свою Родину, новгородские дружинники и труженики - земледельцы сокрушают белых латников рыцарского войска мечами, дубинами, самодельными пиками и крюками.

Нелегко далась русскому народу победа над немецкими «псами - рыцарями». Авторы фильма, следуя исторической и художественной правде, ни в малейшей мере не преуменьшили силу тевтонского рыцарского ордена, который в середине XIII века грозил гибелью Пскову и Новгороду - последним русским областям, не подпавшим под татарское иго. Рыцари - завоеватели закованы в броню с головы до ног. Бесспорно их мастерство в военном деле, безгранична их надменность, чудовищна их жестокость к побежденным. Тем с еще большей радостью и торжеством воспринимает зритель позорное бегство «доблестных рыцарей», самонадеянно принявших титулы «князей псковских и новгородских».

Замечательно цельный и глубоко волнующий образ народного вождя создал заслуженный артист республики орденоносец Н. К. Черкесов, играющий Александра Невского. Александр крайне сдержан в движениях и во внешних проявлениях чувств, он ни на минуту не забывает о своем княжеском достоинстве, и все же он предстает перед зрителем то сельским жителем, тянущим невод вместе с рыбаками, то мудрым политиком, то властным повелителем, то грозным воином, то простым, жизнерадостным человеком. Но одна черта остается у Александра неизменной при всей его многогранности - беззаветная любовь к русскому народу и к русской земле. Когда Александр обращается к пленным рядовым немецким воинам, которых он отпускает на свободу: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!», - его устами говорит весь русский народ.

П. А. Павленко (автор сценария), заслуженный деятель искусств С. М. Эйзенштейн (автор сценария и режиссер) и Д. И. Васильев (режиссер) создали замечательное произведение, воспитывающее в советских зрителях лучшие, благороднейшие качества: мужество, доблесть и беззаветную любовь к Родине.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сын народа

Сцены из пьесы