На Серпуховской площади, там, где сходятся лучи многих улиц Замоскворечья, стоит двухэтажный приземистый дом. В нем нет ничего примечательного - в этом покрашен - ном в светлую дешевенькую краску доме, каких тысячи в Москве.
Вы не заметите его, проходя мимо; даже самой плохонькой вывески нет па его фасаде. И когда берешься за ручку двери, невольно закрадывается сомнение: да неужели здесь, в этом скучном доме, может быть тот самый механический хлебный завод, о котором так много го - корят в Москве? А когда через час выходишь на звенящую трамваями сутолоку Серпуховской площади, этот низкий дом уже не кажется обыкновенным. Его внешняя простота и скромность делаются особенно приятными: там ожил и заснял один из наших лозунгов: - Механизация производства.
Мне приходилось бывать в московских хлебопекарнях. Как правило - душное, полуподвальное помещение. Летом и осенью, зимой и вес - ной, днем и ночью, - всегда дурманящая жара и то едкое и противное - смесь дыма с сухой мучной пылью, - что пекари в насмешку зовут воздухом.
Норма: 9 человек должны в день приготовить 130 пудов черного хлеба. А для этого надо часами, согнувшись, стоять над квашнями и месить хлеб. От напряжения устают руки, мука залепляет ноздри, низко, тесно, жарко, невозможно дышать, неудержимо тянет на свежий воздух. Но свежий воздух после жаркой духоты пекарни всегда холоден, и легкие отказываются работать.
Неудивительно, что профессиональная болезнь пекарей - чахотка.
Но не надо даже знать обстановку обычной хлебопекарни, чтобы чем - то далеко незаурядным, новым и радостным показалась работа нашего хлебного завода.
Я удачно попал на завод: приходила новая смена. Вместе с ней я поднялся на второй этаж. Сплошные ряды шкафов, а в них - аккуратно сложенная белая прозодежда: шаровары, рубахи, фартуки и колпаки. За бельевой - раздевалка. По своей чистоте она не уступает баням первого разряда. И тут же теплые души. Только приняв их и переодевшись, во все белое и чистое, рабочие спускаются вниз, в помещение завода. По окончании работ - та же процедура.
Это первое впечатление так поражает, что невольно и от дальнейшего ждешь чего - то особенного. И действительно, весь завод от начала до конца, от этой раздевалки и теплого душа до громадного месильного кулака и «хлебных стан - ков», безусловно, необычен... Но надо но порядку.
Весь путь от муки к готовому черному, пышному хлебу проделывает наша советская машина «Мельстрой».
Сначала мука в мешках попадает в кладовую и высыпается в колодцы - мучные ямы.
В колодец упирается деревянная труба, уходящая в потолок. По трубе беспрерывно движутся ящики. Одни за другим круглые сутки захватывают они муку и тащат ее вверх.
Мука, попавшая на верхний этаж, механически выгружается, а пустые ящики снова ползут вниз, чтобы снова и снова захватить муку наверх.
Но эта мука еще не может идти в производство: в ней - нитки из мешков, гвозди, камешки, щепки. Ее пади очистить. И эту работу проделывает машина, припуская муку через частое сито.
Теперь материал готов. Начинается работа хлебных станков.
По гладкому цементному полу па низких колесиках подкатывают к стене громадные металлические квашни - вагонетки, - 221/2 пуда теста вмещает в себе одна такая квашня.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.