Ее быстро прикрепляют к станку, несколько секунд возятся с белым полотняным хоботом, спускающимся с потолка над квашней, и нажимают кнопку. Хобот мгновенно вздрагивает, упружится: по нему сверху сыплется в квашню чистая мука.
Поворот рычага - и из трубы льется в квашню кипяток. Поворот второго рычага - и туда же с шумом вбрызгивается холодная вода.
Две, самое большее три, минуты нужны для того, чтобы квашню до верху наполнить этой смесью воды и муки.
Тогда снова поворот рычага - и хлебный станок оживает: большой блестящий стальной кулак опускается в это хлюпающее месиво... Все быстрее и быстрее становятся движения кулака. Под его сильными толчками сначала шуршит мука, потом как - то незаметно, быстро мука и вода превращаются в комья и слышится легкий свист: это готовое тесто засвистело под неугомонным кулаком.
И в результате: 221/2 пуда теста готово в 9 минут при обслуживании станка одним рабочим, который только регулирует его работу, поворачивая рычаги и нажимая кнопки.
Готовая вагонетка откатывается от станка и подается к формовочной машине. В ее отверстие бросается тесто, оно прессуется там и толстой, плотной колбасой выползает из ее отверстия. К отверстию подставляют формочки, и в 2 минуты наполняются тестом 20 формочек. Следующая стадия работы - выпечка. Внушительное впечатление производят печи: у них массивные, черные, чугунные двери, дна яруса и где - то внизу спрятанные топки. Бесшумно из печи выкатывается на колесиках громадная платформа, величиной с хороший железнодорожный вагон. Быстро она наполняется черными шеренгами форм с тестом и также бесшумно скрывается в темной пасти гигантской печи. Захлопываются печи, и час сорок пять минут остаются формы в печи. Белый термометр показывает температуру: 225 градусов.
За сутки одна печь выпекает 540 пудов, а всего завод за день дает 3.000 пудов хлеба, хлеба, к которому почти не прикасалась рука человека. Кругом - просторная, светлая зала, умеренно теплая, ровная температура, мерный гул электрических моторов и белые костюмы рабочих.
Недаром провожавший меня с завода старик - пекарь шутливо пробормотал:
Танцкласс это, милый человек, а не пекарня.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.