Из тьмы веков

И Н Бороздин| опубликовано в номере №67, декабрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Изучение древностей юга СССР

За последнее время мы являемся свидетелями необыкновенного оживления в области изучения памятников древности, разнообразно и обильно представленных на огромной территории нашего Советского Союза. Организуются экспедиции, производятся раскопки, щедро пополняются новыми материалами музеи. Если прежде работа археологов протекала в тиши кабинетов и считалась (конечно, совершенно неправильно) чуть ли не «барской затеей», то теперь в изучение памятников старины вовлечены самые широкие круги населения.

Среди различных народов СССР, Октябрьской революцией призванных к новой жизни, краеведческая работа в самом широком смысле этого слова находится сейчас в полном расцвете.

Почему же археологическим раскопкам уделяется видное место? Что могут дать обнаруженные из недр земных памятники? А давали и дают они очень и очень многое.

Благодаря им не только целые пробелы, целые провалы ранней истории человеческого общества восстанавливаются. Даже при изучении тех исторических эпох, которые обладали и письменными источниками, археологические материалы дают иногда совершенно новое и неожиданное истолкование...

5 Тысяч лет назад

Возьмем несколько примеров из области изучения древностей нашего юга и отметим в первую очередь замечательную, привлекающую теперь мировое внимание так называемую трипольскую культуру (богато развившуюся на территории Украины).

Она представлена теперь только остатками своеобразных площадок и землянок (с очагами), где сохранился ряд интереснейших предметов быта и домашнего обихода. Исключительное внимание вызывают остатки расписной глиняной посуды, пышно украшенной орнаментами, свидетельствующими о достаточно развитом художественном вкусе. О том же говорят терракотовые фигурки, изображающие идолов и быков. Бытовые предметы, найденные в жилищах - землянках, показывают, что человек того времени уже приручил домашних животных (коз, свиней, волов), что он уже перешел к оседлой, земледельческой культуре и умел обрабатывать зерно: вместе с семенами пшеницы и проса найдены и ручные мельницы - зернотерки. Относится эта культура к переходной эпохе от ново – каменного 1) века к бронзовому 2) и к самому началу бронзового века.

Размах этой культуры, был не мал; из Киевщины через Бесарабию она спускалась на Балканский полуостров и захватывала частично Галицию и Венгрию.

Исследователями было установлено, что три польская культура имела связь даже с культурами передней Азии (Шумир, Элам) и Туркестана (раскопки в Анау, близ Мерна и Асхабада). А за самое последнее время к этому присоединились еще замечательные открытия в Китае (в провинции Хэ пан) и не менее выдающиеся раскопки последних двух лет в северной Индии. Найденные здесь памятники (особенно гончарные изделия, посуда) говорят об экономической и культурной увязке даже столь отдаленных друг от друга стран. В результате всех этих открытий определился уже за 5 - 51/2, тысяч лет до наших дней, какой - то грандиозный культурный круг от Приднепровья до северных границ Китая.

Во времена египетских фараонов

Другим примером может явиться вопрос о Хеттском культурном влиянии, привлекающем за последние годы самое усиленное внимание. Если еще недавно о хеттах, насельниках Малой Азии (их столица Богазкей была около теперешней столицы возрожденной Турции - Ангоры), знали мало и смутно, то блистательные открытия наших дней представили богатую и мощную культуру когда - то грозных противников египетских фараонов 3) и ассирийских царей. Держа в своих руках караванные пути передней Азии, хетты распространили широкое свое влияние, размахнувшееся на наше Закавказье и Причерноморье. На разных памятниках, обнаруженных на юге СССР, исследователи нашли следы определенного хеттского влияния. Но еще поразительнее тот факт, что с пережитками хеттского влияния в истории русской культуры мы встречаемся в очень своеобразных формах. Так, на узорах полотенец наших северных губерний, вышитых нашими крестьянками в начале XX века, мы находим в сильно стилизованном виде изображение малоазиатской (в своей основе - хеттской) «великой матери богов» и перед ней - двух всадников, которые с благоговением обращаются к ней! Вот как в беге столетий сохранились остатки влияния сильной материальной культуры хеттов.

Вслед за хеттским влиянием наш юг подпал под долгое и глубокое влиянии иранской 4 культуры, особенно ярко отобразившейся в скифских и сарматских памятниках. И вот по этим - то памятникам материальной культуры (письменных источников сохранилось мало) теперь только и можно восстановить хозяйственный быт, политический строй и культуру скифов, некогда 5 занимавших весь юг СССР. Добытые при раскопках знаменитых скифских курганов памятники дают представление о развитии царской власти, о роли крупной знати, об особенностях скифского хозяйства, о скифской религии и т.д.

На ряду с иранской, скифской культурной стихией громадную роль на нашем юге сыграл и эллинский, т. - е. греческий, колониальный мир, а затем римский.

Древний «город» и «деревня»

Но в области изучения древнейших греческих и римских колоний не все еще в одинаковой степени изучено. Прекрасно изучен по раскопкам пока только древний город. Но зато окружающая его местность, питавшая его, жизнь усадеб и деревень еще почти совсем не исследованы. Только за самое последнее время вопросы археологического изучения «деревни» поставлены в программу дня. Мне пришлось руководить два года тому назад археологической экспедицией на Гераклейском полуострове (в окрестностях Севастополя), организованной Научной Ассоциацией Востоковедения при ЦИК СССР. Издавна привлекали внимание раскинутые по всему Гераклейскому полуострову остатки стен колоссальной кладки, больших и малых сооружений, башен, каменных кругов, некрополей (могильников), цистерн 6)

искусственных пещер и пр., но лишь в 1924 году удалось приступить к их изучению. Это изучение показало, что во многих из них мы имеем дело с остатками как бы усадеб - замков, которые ограждали и защищали богатства городского центра. Эти военно - хозяйственные пункты, которые принадлежали общественным организациям или отдельным частным лицам, и должны были стойко оборонять греческую и римскую колонию от степняков и устрашать эксплуатируемое ею сельское население, ту бедноту, которая на своих плечах выносила всю тяжесть чрезвычайно прижимистого хозяйства колонистов. Нам во время экспедиции удалось, кроме того, обнаружить и ряд бедняцких погребений, с их характерным бытовым инвентарем.

В одном из своих стихотворений по поводу раскопок в Ольвии тов. Демьян Бедный пишет:

«Нам интересней знать, что говорят раскопки о древне - греческих... рабах:

Какие «вазы» и «амфоры»

Несли с помоями в их каторжные норы».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены