Каргополье

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1430, декабрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Скажу честно, я не знаю, какой казенный сундук первым откроет свою крышку для требующего помощи Каргополья и какие доводы еще потребуются его владельцу для благотворительной этой акции, но, чтобы найти хоть маленькую щель в замкнувшемся круге, приведу здешний же, каргопольский, пример.

Стоит в Каргополе — пока еще стоит — Дом культуры, развалюха-развалюхой, не ремонта требует, а сноса немедленного. Без ДК город жить не может. Нужно строить новый. Нужны, естественно, средства, и, столь же естественно, — откуда их взять? И вот районное начальство по служебным своим делам, но к этому ДК отношения не имеющим, прибывает в Москву. Попутно добивается приема в Министерстве культуры, в высших его инстанциях. Но приходит туда не с пустыми руками — с набором фотографий этого самого ДК в нынешнем, естественном его виде. И что же вы думаете? Фотографии выстрелили, сработали безотказно: средства найдены, новый ДК Каргополю гарантирован.

Рассказали мне эту историю в райисполкоме, а я подумал: а ну-ка теперь собрать в папочку десяток-другой фотографий запустения бесценной каргопольской старины, да тем же путем — в Москву! А там, глядишь, у кого-то и дрогнет сердце. А там, поди, авторитетная, но и власть имеющая комиссия сядет вечером в поезд «Москва — Архангельск», сойдет утром на станции Няндома и на сверкающем «Икарусе», по новому шоссе приедет в «град славен Каргополь». Дорога, свидетельствую, отличная...

По той же дороге и другой комиссии проехаться не грех. Да только — с остановками в пути, чтобы, выйдя из автобуса и обочинку перешагнув, войти под своды каргопольских лесов — нынешней их поры...

Нужно ли говорить, что лес — явление, быть может, ни с чем иным в природе не сравнимое, та зеленая чаша, из которой питаема Земля, из которой, припав к ней и в горестях, и в радостях своих, и Человек утоляет не одну только физическую, но и нравственную жажду. Напоминать об этом, кажется, не нужно. Но нельзя не сказать о том, что сегодня так лихо наклонили мы зеленую эту чашу, что просвечивает уже пустое дно. А в пустоту эту страшнее, чем в пропасть, заглянуть.

Понять и то нужно, что и природу, и культурное наследие куда легче спасать от хулигана или разгильдяя, чем от человека, иначе именуемого, но вершащего те же деяния под благоспасительным знаком хозяйственно-экономической необходимости: вам, мол, стариной и пейзажиками умиляться, а нам строить и людей кормить. Так ведь кусок-то, таким путем добытый, простите за резкость, и в горло не полезет!

Здесь, в нынешнем Каргополье, подумалось и о другом.

В торопливый наш век, на памяти двух-трех соседствующих поколений, культурное наследие наше и сама природа уж больно резво пробежали три горестных поры, требуя сначала охраны, потом защиты, а теперь спасения. Три этих глагола — увы! — не синонимы.

В горестных наших размышлениях не очень ли круто связываем мы в один узел природу земли и культуру народа? Но дело в том, что нравственных точек соприкосновения имеют они куда больше, чем привыкли мы думать. Может быть, и одни корни.

Припомнив все здесь сказанное, автор отдает себе отчет в том, что пером защитить памятник древнего зодчества или реликтовую рощу — задача не из легких, но тоже пером и с тою же целью поднять общественное мнение, верю, можно.

Есть у нас пример великого противостояния писателей и публицистов той безымянной — до сих пор! — но страшной стихии, которая обернуться могла бедствием, похлеще иного нашествия. А ведь выстояли и отстояли! Следом за всенародным вздохом облегчения вздохнул, кажется, и наш Русский Север.

Радость это безмерная. Но вот сумеем ли мы сделать все остальное, чтобы, приехав в Каргополье, хотелось бы перед древним бором и перед творением древнего строителя снять шапку от чувства восхищения и почтения к ним, а не дожидаться дня, когда придется сделать то же, но по причине скорбной и невозвратимой уже утраты?..

Может показаться, что в повествовании нашем о Каргополье теней получилось значительно больше, чем света, но, как видит читатель, не наша в том вина. Журнал к тому же — не рекламный проспект, а место для серьезного и нелицеприятного разговора, да и время обязывает говорить начистоту. К этому мы и стремились. Но все же не хочется грустной нотой заканчивать рассказ о прекрасном этом крае, — пусть света добавят ему несколько последних строк.

Совсем недавно в районном обществе охраны природы узнал я, что зреют здесь планы объявить Каргополье национальным парком. Это значит — взять под действенную защиту леса, реки, озера всего Каргополья, памятники его архитектуры, так давно того требующие. Спохватиться, предел поставить, подумать об этом и сегодня не поздно. Поздно будет завтра.

А когда, покидая город, оглянулся я назад с противоположного берега, когда увидел Онегу в остроузорном ожерелье лодок на бирюзовой воде, город, мерцающий жемчужной белизной древних стен, и изумрудные поля за ним, замкнутые дугой темно-зеленых лесов, подумал я о том, что планы мечтателей из общества охраны природы не могут, не должны остаться мечтами — время пришло.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Перспектива

Интервью с героем очерка «Главный конструктор» («Смена» № 10) Александром Сорокиным

Всё — личная жизнь

Наш корреспондент беседует с делегатом XXVII съезда КПСС, студентом 3-го курса Московского авиационного института Анатолием Качалиным, о котором «Смена» рассказала в № 6