Канал

Аркадий Пальм| опубликовано в номере №1209, октябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда Жовнарчук появился в Перещепине, то после вокзала пошел в степь оглядеться. По пути заглянул в местную типографию. Директор оказался человеком мягким и мечтательным. Они беседовали о древней культуре Согдианы, землетрясениях, особых свойствах таджикских дынь. Назавтра из кабинета директора типографии вынесли приставку к письменному столу и стул. Новый начальник СМУ попросил поделиться. Очаровал он также заведующего почтой, упросив открыть ему кредит на междугородные переговоры. Женщине, которая пришла наниматься на работу, поставил условие: найдите машинку, любую. Отыскали трофейный «Рейнметалл». Машинка заикалась сразу на две буквы: на «и» и «р». Жовнарчук усмотрел в этом намек на «12 стульев». И отнес машинку к знакомому директору типографии. Подыскали недостающие буквы, припаяли. Отпечатали первые служебные бумаги. Под контору занял хату-развалюху. Под склады. – здание бывшей тюрьмы.

Среди первых приказов по СМУ был приказ о столовой. На окраине села стояли два одноэтажных домика. Жовнарчук выпросил их для себя, велел соединить дома залом и крышей. Соорудили за неделю. Стоят до сих пор.

Между тем электрики, которыми руководили Валентин Шашкин и Аркадий Кущ, первыми вошли в Орельские болота. Без энергии канала не построишь. Электричество нужно целому стаду насосов, откачивающих грунтовые воды. Для страховки канал снабжали энергией сразу три гиганта: «Днепроэнерго», «Харьковэнерго», «Донбассэнерго».

Возле села Котовка продвижение электриков затормозилось. Своими силами болото не удавалось пройти. Прислали машины-амфибии. Три пролета одели проводами и снова стали, дожидаясь зимы. По твердому пройти легче. Лишь через два с половиной года после того, как на станции Перещепино появился знаменитый плакат, 700 километров трассы насытили проводами, трансформаторами, подстанциями. Однако резиновые сапоги до колен по-прежнему считались предметом первой необходимости. Тем более на теплой подкладке.

Конев

Виталий Конев на канале Иртыш – Караганда ходил в помощниках. На Орели поднялся в кабину «шагая» хозяином – машинистом.

Шагающий экскаватор № 109 рыл зумпф – колодец, а еще точнее, котлован. Глубина его метров одиннадцать, на три метра ниже глубины канала. Недельку надо стрелой помахать, потом насосы подключить. Лишь после всего этого можно начинать шагать.

Тут-то оно и началось. Не понравилось Коневу, как «шагает» сменщик. Ты, говорит сменщику, бракодел.

— Не учи ученого.

— Буду.

На том и разошлись. Когда повторилось, Конев в журнале записал: «С машиной не хамить».

Дошло до Жовнарчука. Запись ему понравилась. Распорядился на общем собрании зачитать. Комментировал Конев. В зале сидели не мальчики. За плечами каждого экскаваторщика тысячи километров.

Понравилось рабочим выступление Конева. С умом парень да и при характере. И после того собрания Конев обнаружил уйму друзей. Правда, никто ему в жилетку от умиления не плакал и не спешил назвать корешом. Пожалуй, первым, кто потянулся к Коневу, оказался Григорий Важницкий. Сказал: давай, мол, попробую тебя обогнать. Нахально блеснул белыми зубами, а Коневу вроде радостно сделалось. Хлопцы из смены Важницкого брались перекрыть рекорд Конева по циклу экскавации. Что это такое? А вот что. Зацепил машинист пять кубометров грунта, поднял на определенную высоту и тотчас дает разворот стрелой, чтобы высыпать землю. Конев проделывает все это за 28 секунд. Вое остальные – за 30 и больше. Важницкий сначала несколько смен походил в подручных у Конева, разобрался, где тот экономит секунды, и взялся работать в рекордном ритме.

Дерзкие парни у Важницкого. Откровенно говоря, Коневу не всегда давались эти двадцать восемь секунд. Но рекорд имеет смысл, если становится нормой. Трасса внимательно следила за соревнованием экскаваторщиков. Гигантские машины боролись за доли секунды, как спринтеры. Когда подвели первый итог, даже видавшие виды машинисты ахнули: за 80 рабочих дней каждый «шагай» вынул 406 тысяч кубометров земли. Таким образом, бригадный подряд выполнили на 12 дней раньше. Себестоимость работ была ниже плана на 37700 рублей.

Григорий Важницкий местный. Родился на Орели, в селе Шандровка, Сахновщинского района, Харьковской области. Там школу окончил, затем училище механизации. Работал в местном колхозе. Ездил на целину убирать хлеб. После армии подался к брату, в Караганду. Вначале работал в «Казгидроспецстрое», боролся с шахтными водами. А потом брат Виктор уговорил на шагающих экскаваторах попытаться. Он попытался. И здорово получилось.

По всей трассе канала, в 178 комсомольско-молодежных звеньях, сменах и бригадах, взяты повышенные обязательства. Девиз комсомольцев – каждую секунду в дело. Из секунд складываются минуты. На XVI съезде профсоюзов Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев сказал, из чего она состоит, эта" государственная минута: за минуту в стране вырабатывается более двух миллионов киловатт-часов электроэнергии, выплавляется почти 300 тонн стали, добывается более 1 тысячи тонн нефти, почти полторы тысячи тонн угля, 850 тысяч кубометров газа...

А для Важницкого минута – это почти 10 кубометров грунта.

Смирнов

Дело было на 7-й насосной. Орель взъярилась от вешней воды и, вспомнив о своих владениях, накинулась на долину. Уперлась в дамбу котлована и стала подниматься к гребню. Часам к трем утра вода хлынула в котлован, к башенным кранам, машинам, экскаваторам...

Начавшийся с вечера дождь не прекращался. 7-я насосная в тридцати километрах от Перещепина. Диспетчер еще не успел положить телефонную трубку, как дежурившие в той же прокуренной комнатке водители взялись за шапки. Грунтовая вода – постоянный враг, надо ее опасаться. Не убереглись, вышло. Заслон из насосов, конечно, справлялся со своим делом, но с паводковыми водами не совладать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены