В дни ударной комсомольской вахты, посвященной 60-летию Великого Октября, в ходе обсуждения проекта новой Конституции СССР получило широкое распространение немало ценных начинаний молодежи, направленных на повышение качества труда, эффективности производства во всех сферах народного хозяйства.
С начала юбилейного года «Смена» ведет рассказ о жизни и работе комсомольско-молодежных коллективов. В журнале выступали передовые рабочие, бригадиры, комсомольские работники.
Профессия строителя всегда привлекала людей деятельных, энергичных, жаждущих испытать свои силы в нелегких, а подчас и просто суровых условиях. И шли, идут в райкомы и горкомы тысячи юношей и девушек с одинаковыми заявлениями: «Прошу направить на ударную комсомольскую...»
Когда в тридцатые годы наша промышленность выпустила для метростроевцев первый проходческий щит – огромный металлический «крот» высотой с двухэтажный дом, иностранные специалисты оценили его максимальную выработку в 0,75 метра проходки за сутки. Комсомольско-молодежные бригады с самого начала давали по три метра... Так работали на строительстве метрополитена тысячи призванных комсомолом юношей и девушек, открывших совершенно новую профессию – метростроевец. Именно за большое участие в досрочном пуске первой очереди метро Московский комсомол был награжден орденом Ленина.
Метростроевец – профессия комсомольская. Более половины рабочих нашего управления не достигли еще тридцати лет. Можно много говорить о традициях метростроевцев, о преемственности поколений комсомольцев тридцатых и нынешних годов, но наиболее показателен один только факт: за 45 лет непрерывных работ (они не прекращались и в годы войны) каждая линия метро сдавалась досрочно и с высоким качеством.
Может быть, стройке созданы исключительные, «тепличные» условия? Утверждение насчет исключительности условий было 6 верным лишь в одном отношении: в любой момент проходчики могут встретиться с самыми непредвиденными обстоятельствами.
Думаю, не многим знакомы особенности московской геологии. Например, из множества речушек, забранных в коллекторы, горожане вряд ли вспомнят какую-либо, кроме Неглинки, оставшейся в названии улицы и еще до недавнего времени напоминавшей о себе паводками в пору дождей. Но далеко не каждый знает, что между Комсомольской площадью и Сокольниками трассу метро пересекают в коллекторах речки Рыбинка и Чечора, что у Казанского вокзала «спрятаны» под землей Ольхова и Ольховец, а под Арбатом – речка Черторый... Когда проходчики вскрыли грунт, плотно осевший под тяжестью огромного города, земля ожила в полном смысле этого слова. Всколыхнулись загнанные в трубы реки, зашевелились плывуны, стали вторгаться в подземные выработки. Мы научились бороться со стихией недр, однако не все можно заранее предусмотреть. Так было недавно на строящейся станции «Марксистская»: в зал хлынула вода подземного озера. Но никто не растерялся, не запаниковал, быстро организовали откачку воды. Что бы ни случилось, станция должна быть сдана в срок – не в обычаях метростроевцев ссылаться при трудностях на «объективные причины». Хотя объективней и представить трудно.
Такова специфика стройки. Добавлю к этому, что и нам приходится, к сожалению, иметь дело с проблемами, общими для многих строительных организаций: неравномерной поставкой материалов и оборудования, нехваткой кадров... Решение текущих проблем редко обходится без участия комитета комсомола, штаба Всесоюзной ударной стройки.
В конце 1975 года за досрочный ввод в эксплуатацию Ждановско-Красно-пресненского диаметра Метрострой был награжден орденом Октябрьской Революции. На строительстве этой линии произошло становление молодых коллективов двух строительно-монтажных управлений. В дни работы партийного съезда им было присвоено звание комсомольско-молодежных. Вскоре коллективу СМУ-11 пришлось держать еще один серьезный экзамен на строительстве станции и депо «Новогиреево».
В юбилейном году Всесоюзными ударными были объявлены 125 строек энергетики и машиностроения, металлургии и химии, мелиорации и транспорта и других отраслей народного хозяйства.
Что характерно для жизни комсомольских строек'? Это прежде всего ударный труд молодежи, ее забота о качестве строительства, это передача передового опыта, профессиональная учеба. Это воспитание боеспособных коллективов, которым но плечу многое...
Три адреса с карты Всесоюзных ударных представлены в этом номере «Смены». Разные города, разные стройки. Но Одно объединяет их – энергия, творческая работа молодежи, то, что сконцентрировано в двух словах – «Ударная комсомольская»...
На одно из своих собраний бригада Владимира Боброва пригласила представителей комитета комсомола, администрации и предложила строить станцию по злобинскому методу; такое же собрание провели и соседи Боброва – бригада Володи Бутко. Обеспечьте материалами и техникой, говорили ребята, все остальное мы берем под свою ответственность. После этих собраний внешних перемен на участках вроде и не произошло. Но специалист мог бы подметить, что сократился расход вспомогательных материалов, что экскаваторы и прочая техника не стояли здесь «на приколе», а появлялись только в нужный момент и не задерживались лишнего часа после окончания работ. Ребята научились считать и проценты экономии и коэффициент полезного действия техники.
В соревнующемся с ними коллективе СМУ-10 условия более трудные: здесь предстоит построить станцию глубокого заложения «Шоссе Энтузиастов». Бригады Ивана Талина, Павла Феоктистова, Владимира Овчинникова впервые встретились с новыми для себя подземными работами. С помощью опытных рабочих из СМУ-6 ребята освоились в непривычных условиях, внедрили подземный вариант» бригадного подряда.
На пленуме комитета комсомола, обсуждавшем положение дел в управлениях, комсомольцы внесли предложение – превратить свои организации в образцовые. А это означает и внедрение бригадного подряда.
Было время, когда бригады простаивали из-за отсутствия бетона: сначала сократились поставки щебня, затем не оказалось железнодорожного транспорта. Штаб стройки связался с заводами Калужской, Тульской областей, установил контакт с трестом «Промстройматериалы», Министерством путей сообщения. Нет, мы не пытались подменить отдел снабжения, но практика выявила одну любопытную деталь, психологического, я бы сказал, характера: просьбы снабженцев привычны поставщикам и поэтому не всегда находят нужный отклик. Та же просьба со стороны комсомола часто оказывается более действенной. Так, мы взяли под контроль поставки редукторов для монтажа горных комплексов.
Конечно, не снабжение остается главной заботой комсомольского штаба. За последние полтора года мы приняли около полутора тысяч новичков. Обучить молодежь, заинтересовать профессией метростроевца, дать квалификацию – задача потрудней, чем «выбить» несколько вагонов щебня. Метростроевские университеты возглавляет целая армия наставников – их у нас почти полтысячи.
...Герой Социалистического Труда Павел Новожилов руководил передовой молодежной бригадой. Но в Метрострой прибывает пополнение, и Новожилов передает сложившийся коллектив своему воспитаннику Владимиру Попкову, а сам берется за создание новой бригады из молодых строителей.
Вслед за ним и другой бригадир, коммунист Леонид Грачев, набирает новичков.
Многочисленные ученики прославленного проходчика Александра Суханова нынче трудятся и в Московском метро и на строительстве БАМа, сам же наставник принял в бригаду бывших моряков-балтийцев, прибывших по комсомольским путевкам. Из демобилизованных моряков уже сформированы две комсомольско-молодежные бригады, они разрабатывают сабой на станции глубокого заложения «Площадь Ильича».
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Рассказ с загадочным сюжетом, или Комсомольские сцены в трех основных актах, но при девяти действиях и во множественном числе