Апрель
В темную тревожную ночь на 5 апреля 1920 года в плен к лионским интервентам, оккупировавшим советский Дальний Восток, попал легендарный герой Приморья Сергей Лазо. Любимый руководитель дальневосточных партизан после неравной борьбы с захватчиками был подло убит - японцы сожгли его в паровозной топке.
Природа наделила Сергея Лазо разнообразными талантами. Выдающийся полководец, он прекрасно играл в шахматы и был незаурядным математиком. Он хорошо знал сельское хозяйство и очень любил медицину. Скромный и отзывчивый, Лазо внимательно приглядывался к жизни и постоянно её изучал.
Сергей Лазо долгое время вёл дневник. В нём он оставил много интересных записей - размышлений. Приводим отрывок из его дневника:
«ЕСЛИ ТЫ Не хочешь, чтобы тебе была суждена судьба городского обывателя, который чувствует себя нелегко вне своей квартиры и привычного места службы; если ты не хочешь превратиться в трусливое животное, готовое поступиться своими мыслями и вступать в сделки с совестью, лишь только ему угрожает опасность и лишения; если ты хочешь быть господином и самого себя и своих поступков - приучай себя к труду и закаливай себя лишениями, - пусть тебя не страшит суровая жизнь, пополненная физическим трудом. Ты должен не только изучить в совершенстве свою специальность, но должен знать какой-либо труд или ремесло. Сочетать последнее с разносторонним развитием вполне нам по силам. В сильном и здоровом теле человек всегда чувствует себя спокойнее и лучше, у него появляется... уверенность в себе... Чтобы иметь хорошие мускулы, их нужно упражнять и не только гимнастикой и спортом, но настоящим трудом. Вообще я думаю, что для студента-технолога нетрудно незаметно изучить хорошо как слесарное дело, так и уменье управлять машинами. Никто не может сказать заранее, в каких условиях ему придётся быть, и нужно быть готовым, чтобы во время всяких передряг не быть застигнутым врасплох. Также полезно уметь хорошо плавать и, главное, хорошо и много ходить пешком. Например, чтобы без подготовки сделать туда и обратно 300 вёрст. Привычка к работе и лишениям сделают тебя своим человеком среди трудящихся...»
Эти слова рано погибшего Сергея Лазо и сегодня звучат как завет нашей молодёжи.
Двести лет прошло со дня рождения основоположника русской реалистической драматургии Дениса Ивановича Фонвизина.
Автор «Недоросля» и «Бригадира» был одним из самых замечательных русских людей своего века. Драматург и дипломат, публицист и путешественник, он примыкал к той передовой части русского общества, которая горячо сочувствовала народу, уже в ту далёкую пору мечтала о свободе, о раскрепощении крестьянства, о великом будущем своей родины. Эти взгляды нашли яркое выражение в творчестве Фонвизина, которого Пушкин назвал «другом свободы».
Денис Фонвизин отличался живым, пылким умом. Он смело обличал гнёт крепостничества, невежество дворянства и всегда восставал против слепого подражания иностранцам. Мысли о России никогда не покидали Фонвизина во время его путешествий. «Сказать могу беспристрастно, - пишет он из Германии сестре, - что от Петербурга до Ниренберга баланс со стороны нашего отечества перетягивает сильно. Здесь во всём генерально хуже нашего... У нас всё лучше и мы больше люди, нежели немцы. Это удостоверение вкоренилось в душе моей, кто б что ни изволил говорить».
Драматург часто давал нолю своему острому языку. Смелым выпадом против существующих порядков явились его «Вопросы» автору «Былей и небылиц» - самой Екатерине Н. Коронования я писательница в напечатанных ответах поставила на вид Фонвизину его «недопустимое свободоязычие».
Успех написанной Фонвизиным комедии «Недоросль» был блистателен. «Многие, - пишет современник, - почувствовав себя в роли Простаковых, тогда же отпустили из домов своих Вральманов и других недостойных воспитателей. Имена ролей комедии сей сделались по всей России нарицательными...» В этом глубоко народном произведении Фонвизин достиг вершин своего комедийного мастерства.
История сохранила нам образ Жана Лафонтена как беспечного поэта-весельчака, сына весёлой Шампани, любившего приятно пожить и беззаботно провести время. Он часто говорил о себе, что живёт по своему вкусу и не заботится ни о прошлом, ни о будущем. Летописцы всегда повторяли слова Лафонтена: «Пустая молва и любовь занимали Дни моей жизни». Сам Лафонтен усиленно поддерживал репутацию жизнерадостного весельчака, которому без труда даются бесчисленные оды и мадригалы, сонеты и элегии, воспевавшие прелести придворного быта Людовика XIV.
Но внимательное изучение биографии Лафонтена говорит, что в действительности он много и неустанно работал, тщательно оттачивал поэтическое перо, пробуя своё дарование во многих литературных жанрах. Для легкомысленного и рассеянного поэта серьёзна была только его поэзия. «Я ищу нового, хотя бы его и не существовало на свете» - стало его любимой фразой.
Истинную славу и всеобщее признание принесли поэту «Кассии Варпа», переложенные в стихи Лафонтеном. Под видом невинных, «развлекательных» эзоповых басенок Лафонтен создал яркие зарисовки звериного царства, где тонко и верно высмеял пороки современного общества и воспел принципы равенства, любовь к человечеству, трудолюбие и здравый смысл простого народа. Он сумел остаться независимым вольнодумцем и отречься от неприятных придворных обязанностей, наполнив иронией даже те панегирики, которыми осыпал своих покровителей. Салонный стихотворец в баснях вырос в творца бессмертных поэтических образов.
Со дня смерти Жана Лафонтена - 14 апреля 1695 года - прошло 250 лет. В памяти русского читателя он навсегда остался великим баснописцем, чьи образы до сих пор живы в бесчисленных переводах Сумарокова и Хемнидера, Дмитриева и Крылова.
Блестящий польский скрипач. виртуоз Генрих Венянский после долгих концертных скитаний снова вернулся в Россию, ставшую для музыканта второй родиной. Но великолепная творческая жизнь угасала - тяжело больной, он умирал. Многолетняя корреспондентка Петра Ильича Чайковского Н. Мекк писала из Москвы в Рим композитору: «Знаете, милый друг, что бедный Венявский лежит здесь в Мариинской больнице... Его болезнь (водянка) вступила в последний фазис...»
Одиннадцати лет Венявский окончил Парижскую консерваторию. После триумфальных выступлений в городах Западной Европы и России - десятилетняя профессорская деятельность в Петербургской консерватории. Вместе с Антоном Рубинштейном он совершает блестящее концертное турне по США. Огненный артистический темперамент польского скрипача соединяется с необыкновенной виртуозностью. Знаменитая мазурка Венявского «Куйявик» звучат с эстрады как национальная музыка польского народа.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.