«Звуки»

Е Канн| опубликовано в номере №427, март 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Что за звуки! неподвижен

внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя...

Принимают образ эти звуки,

Образ милый мне;

Мнится, слышу тихий плач

разлуки,

И душа в огне...»

Единственный комментарий к этому юношескому стихотворению М. Ю. Лермонтова коротко гласит: напечатано впервые в «Саратовском листке» за 1875 год. Вот и всё.

Но пылкие лермонтовские «Звуки» имеют, оказывается, свою «музыкальную» историю.

В зимний сезон 1830 года любопытное внимание москвичей устремлялось к неказистому одноэтажному домику на окраине города, что против Сущёвской пожарной части. В тесной квартире Михаила Тимофеевича Высотского знатокам и ценителям талантов был обеспечен радушный приём.

Бывший крепостной человек Михаила Матвеевича Хераскова, Высотский был взыскан милостью екатерининского поэта. Уже с детства маленький гитарист проявлял изумлявшие всех способности, а через короткое время стал непревзойдённым виртуозом семиструнной гитары.

Неподражаемой игрой Высотского заслушивалась вся Москва. Кто ещё умел так проникновенно «петь» на своей гитаре русские народные песни «Как за реченькой» или «Не одна во поле дороженька»?! Кто лучше его мог часами импровизировать вариации на темы этих песен, то протяжных и задушевных, то весёлых и плясовых?!

Высотский редко давал открытые концерты, хотя многочисленные поклонники овациями встречали каждое его выступление и не раз дарили его лавровыми венками, а поэты слагали в честь русского виртуоза стихи:

«......игрывал тогда

Ещё Высотский... Где вы, дни былые,

И где они, те звуки огневые?..»

Сам Пушкин, увлекавшийся хором цыган, которым управлял даровитый ученик Высотского Илья Соколов, почтил прославленного гитариста-самородка своим вниманием.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте об Александре Беляеве - первом советском писателе, полностью посвятившим себя научной фантастике, об Анне Вырубовой - любимой фрейлине  и   ближайшей подруге императрицы Александры Федоровны, о жизни и творчестве талантливейшего советского актера Михаила Глузского,  о режиссере, которого порой называют самым влиятельным мастером экрана в истории кино -  Акире Куросаве,  окончание детектива Андрея Дышева «Жизнь на кончиках пальцев».  и многое другое.



Виджет Архива Смены