Рассказ летчика Владимира Казакова
Это был первый прыжок курсанта Озерова. С усилием протиснувшись в узкое горло кабины, он вылез на крыло. Поток воздуха ударил в лицо, капля моторного масла расползлась по щеке. Легкая вибрация машины вызывала в груди щемящее чувство. Инструктор, внимательно посмотрев на учлета, подал команду:
- Пошел!
Озеров дернул вытяжное кольцо парашюта и оттолкнулся от кромки крыла. На миг тело стало невесомым. Струя воздуха подхватила, перевернула его. Мощный рывок... и Озеров потерял сознание.
Очнувшись, он посмотрел вверх. Купол основного парашюта зацепился за хвостовое оперение, натянутые стропы тащили его за самолетом. Курсант схватился за запасной парашют и почувствовал, как все тело покрывается холодным потом: ранец был пуст, мягкие полотнища запутались и болтались мешком.
Самолет кругами набирал высоту.
Инструктор с ужасом следил за движениями учлета, повисшего на стабилизаторе. Ни неистовые рывки, ни нож, ни зубы не помогали курсанту распутать злополучный парашют. Инструктор накренил самолет и ввел его в вираж, но шелк крепко держался на стабилизаторе и не соскользнул. Оставалось одно - садиться на воду. Инструктор глянул вниз, на причудливую петлю реки, на зеленое поле аэродрома и увидел стартовые знаки: «Посадку запрещаю!»
Руководитель полетов сразу понял, какая трагедия произошла в воздухе: курсант раскрыл парашют на крыле. Самолет не успел уйти от взметнувшегося купола и зацепил его. В этом случае посадка на воду не всегда спасала человеку жизнь. Подумав, он выложил из сигнальных полотнищ крест - знак, запрещающий посадку.
Заработали аппараты связи. Оперативный дежурный соседней воинской части принял срочную телефонограмму. А через несколько минут операторы радиолокационных станций приникли к экранам, разыскивая в воздухе вертолет. Вскоре один из локаторов «засек цель» . Машина принадлежала гражданскому воздушному флоту, ее радиостанция работала на неизвестной волне. На перехват вышли два реактивных истребителя.
... Вертолет Грановитова перелетал на новую оперативную точку. Шли точно по маршруту и поэтому очень удивились появлению истребителей. Один за другим они прошли над вертолетом и покачали крыльями.
- Балуются, наверное. Лихачи! - Но на душе стало неспокойно, и, передав управление второму пилоту, Грановитое полез за кодовой таблицей.
Вновь зазвенели турбины. Проскочивший истребитель упорно переваливал машину с крыла на крыло.
- Дает знак: «Следуйте за мной» , - объяснил Грановитое. - Ты уверен, - обратился он и пилоту, - что мы точно идем по маршруту?
- Без отклонений, - твердо ответил пилот.
- Разворачивайся за ними, на земле выясним, в чем дело.
Следуя по линии, указанной патрулем, летчики увидели военный аэродром. Оттуда взвился фейерверк зеленых ракет: «Немедленная посадка!»
Вертолет скользнул вниз и сел около стартового знака.
Грановитое с недовольным видом направился к командному пункту. Он рывком открыл легкую фанерную дверь и замялся - навстречу поднялся высокий, плечистый военный в генеральских погонах.
- Здравствуйте! - протянул руку генерал. - Для знакомства нет времени, но должен вас поблагодарить за быстрое выполнение приказа патруля. Обстановка такая...
С первых же слов генерала Грановитое понял серьезность положения и, слушая, смотрел в небо. Там, в километре от аэродрома, над рекой, бороздил воздух маленький «ПО-2» с человеком на стабилизаторе.
- У вас лебедка есть? - спросил генерал.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Международная встреча молодежи на «высшем уровне»