Как отдыхать

  • В закладки
  • Вставить в блог

НУЖНО СПЕРВА разобраться, какие причины, главным образом, влияют на переутомление. Наблюдение показывает, что утомление вызывается профессиональной работой, с одной стороны, и с другой - вне работы, т. - е. в домашней обстановке, клубной общественной деятельности и т. д. Известный работник по НОТ'у, американец Гильберте, называет первый вид утомления - профессиональным, а второй - домашним. Такое определение несколько помогает изучать причины и виды утомления трудящегося.

Всякая работа вызывает утомление, но правильная трудовая установка, уменье рабочего владеть своими движениями, санитарно - гигиеническая обстановка работы могут довести утомление до наименьших пределов.

Но уже на самом производстве мы имеем случаи перегрузки молодежи.

Вот что говорит по этому поводу т. Семашко:

«По данным д - ра Куркма 20 процентов несовершеннолетних работали в Московской губернии с нарушением кодекса законов о труде, т. - е. больше 4 часов; 16 - летки превышали законную норму - 61 процент (город) и 68,9 (губерния); 18 - летки - 27,3 процента работали больше положенного по закону времени».

Так распространена перегрузка нашей молодежи работой непосредственно на производстве. Дальше мы имеем перегрузку молодежи: 1) - в школе, 2) - в клубной и внешкольной работе и 3) - в общественной деятельности. При том под губительное действие перегрузки подпадает, в первую очередь, наиболее активная, наиболее общественная, наиболее ценная часть молодежи.

Что касается «домашнего утомления», то его можно уничтожить почти целиком. Причина тут в небрежном отношении к своему здоровью, крайне негигиенических, зависящих от него самого, условиях, недостаточно разумно проведенном отдыхе и т. д. При этих условиях, вместо того, чтобы приступить к своей ежедневной работе совершенно свежим, работник приносит с собой некоторый «запас усталости».

Мы встречаем сравнение человека с машиной; большая разница, конечно, между машиной вообще и человеческой машиной, но есть очень много сходного. Например: кости нашего организма соответствуют рычагам, мускулы - приводам, суставы - шарнирам, кишечник соответствует приемнику топлива, причем как у человеческой машины, так и у машины вообще имеются три сорта топлива - как дрова, уголь и нефть для машины, так и для человека пища состоит из жиров, белков и углеводов. Жиры соответствуют углю, белки - дровам и углеводы - жидкому топливу: нефти и различным продуктам нефти и т. д. За машиной мы следим, у нее подвинчиваются гайки, снимается пыль, грязь, изношенные части своевременно заменяются новыми. Машина после работы приводится в порядок ежедневно.

Возьмем паровоз. Пробежал он известное расстояние, отправляют его в депо на ремонт на отдых. Если его не подремонтировать, то он скоро износится, его работоспособность уменьшится в несколько раз. То же самое можно сказать про человеческий организм. Правильно размеренная работа (здесь подразумевается, конечно, как работа по профессии, так и общественная) без надрыва, с частым, коротким, но наиболее полным отдыхом, подымут общую жизнедеятельность человеческой машины, а, следовательно, и ее производительность.

Между тем, у нас человеческая машина после рабочего дня не только не ремонтируется, но зачастую подвергается новым испытаниям. Безмерное курение, недостаточные гигиенические условия отдыха, еды, сна, одежды и т. п.

Эти испытания больше всего выпадают на долю молодого организма комсомольского возраста, стоящего на границах завершения своего роста развития, формирования и укрепления. Здесь физическая культура, т.е. гигиенический режим плюс физупражиения, должны вступить в свои права.

Необходимо упорядочить весь режим дня - создать себе привычку ежедневно проделывать утренние физупражиения, обмываться, купаться1) вовремя есть, достаточно спать.

Мы говорили выше, что продукты питания это то, что топливо для машины, а поэтому эти продукты должны быть доброкачественны и полноценны. Необходимо, чтобы приемы пищи были каждый день одновременно - это очень важно для работы желудка и выделения желудочного сока. Есть нужно не спеша, хорошо прожевывая пищу.

У многих есть дурная привычка: есть в сухомятку, - с такой пищей труднее справляется желудок, да при том она качественно бывает хуже.

Наконец, сон. Сон должен давать утомленному в дневной работе организму покой для восстановления его сил к следующему дню. Обстановка сна, его продолжительность, его качество играют громадную роль. А вместе с тем: «нет более беспорядочного отношения ко сну, как именно среди русских, - говорит тов. Н. Семашко, - посмотрите жизнь европейских народов: после 11 - 12 часов там жизнь замирает; разве только профессиональные гуляки по ресторанам нарушают ночной покой города. А у нас даже дети ложатся после полуночи».

Во время сна, если он протекает спокойно, совершается наиболее полный отдых мозга и нервов. Сон недостаточный или некрепкий и беспокойный, со сновидениями не освежает человека и не вызывает полного устранения усталости.

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы каждый приучил себя к достаточному и правильному сну. Прежде всего, он должен быть достаточно продолжительным - 8 - 9 часов для возраста 18 - 25 лет.

Наиболее удобное время отхода ко сну - - 11 часов, но отнюдь не позже 12 - ти.

Перед тем как лечь спать, не следует допускать никакого особого возбуждения нервной системы чрезмерных волнений, усиленной работы и т. п. Все это мешает скоро и спокойно заснуть. Не следует принимать пищу перед самым отходом ко сну. Желудок также нуждается в передышке.

Постель должна быть такой, чтобы тело могло принять самое спокойное положение. Она не должна быть слишком мягкой, но слишком жесткая постель тоже не полезна, так как вес тела, надавливая на лежащие мускулы, препятствует более свободному кровообращению. Постель должна содержаться в надлежащей чистоте. В соблюдении простейших гигиенических требований к своему сну нужно искать частичное разрешение вопроса о переутомлении молодежи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены