Царство белого угля

Л Искров| опубликовано в номере №34, июль 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Экскурсия НКПС на Волховстрой

С нетерпением ждем отхода поезда в Ленинград. Наконец! Тронулись!... В Ленинграде пробыли день и в 1 ч. 30 м. ночи по Мурманской ж. д. выезжаем на Волховстрой.

7 ч. утра. Солнце назойливо заглядывает в окна нашего вагона. Мы стоим на каком - то полустанке. В вагоне тихо. Всюду мерное дыхание и неподвижные тела спящих экскурсантов.

- Братва! Никак, приехали, - раздается вдруг в конце чей - то возглас. Ну - да. Волховстрой. Ребята, приехали! Встава - ай! Да вставай же, Мишка, приехали! Вань, а Вань, приехали!

В ответ слышится какое - то невнятное мычание. Но понемногу просыпаются все. Не только молодежь, но и «старичье» быстро одевается и спешит с полотенцем и мылом занять очередь на умыванье.

Как полагается всякой солидной экскурсии, мы снимаемся на самой станции под вывеской, где черным по белому выведено: ВОЛХОВСТРОЙ от Ленинграда 116,47 верст, от Тихвина - 70,14 вер.

Разделившись на две группы: - молодежную и стариковскую, идем осматривать Волховстрой.

КЛУБ ВОЛХОВСКОГО строительства, 1 - ое Мая» набит до отказа.

- Главные части сооружения, - говорит инженер строительства, давая предварительные объяснения экскурсантам о Волховстрое, - это ледозащитная стенка, плотина, шлюзовой канал и, наконец, сама гидросиловая станция. Ледозащитная стенка, плотина и здание силовой станции, сходясь на середине Волхова, образуют вот здесь (он показывает по карте) так наз. «узел сооружений». О назначении ледозащитной стенки говорит само название. Она сделана на 11/2 метра выше плотины, с таким расчетом, чтобы в момент наибольшего подъема воды в ледоход лед не мог проникнуть к зданию электростанции и повредить его, а шел бы через плотину, которая в ледоход, благодаря высокому поднятию воды и покрытию ею плотины, никаких препятствий для прохождения льда не представляет.

Все слушают с громадным вниманием и интересом.

Тут же постановляем на вопросы и множество поданных записок не отвечать сейчас, а ответить во время обхода сооружений.

Из клуба направляемся прямо к месту работ. Идем рабочим поселком, заходим в один из бараков напиться воды. Внутри темновато, и поэтому горят электрические лампочки. Вдоль барака по обоим стенам - ряды деревянных кроватей, посредине - длинный стол. Кухня - огромная плита с большим котлом для кипячения воды тут же; от этой же плиты зимой идут трубы, отапливающие барак. Семейных немного. Их уголки отгорожены занавесками. Заговариваем насчет житья - бытья.

- Да так, что - ж, живем необидно, - говорит рабочий средних лет.

Конечно, жилищные условия, прямо сказать - теснота, Вот, особенно, семейным неудобно, - добавляет работница.

- Ну, на будущий год переселимся. Ведь у нас строят рабочий городок, - поясняет молодой парень.

Решаем после осмотра строительства ознакомиться получше с рабочим бытом, жизнью и работой комсомольцев Волховстроя, и, поблагодарив, уходим догонять экскурсию.

ВЕСЬ ВОЛХОВСТРОЙ перед нами во всей своей мощности и грандиозности сооружений. Берег, на котором мы стоим, круто обрывается и представляет собой отвесную стену. Здесь ее высота 6 - 7 саж. Дальше высота ее достигает 12 - 15 саж. Напротив возвышается другая стена (из бетона). Обе эти стены (естественная и искусственная) и образуют шлюзовой канал, который будет пропускать суда. Сейчас на дне канала проложена ж. - д. ветка и ведутся работы.

Здесь совсем недавно производились подрывные работы: внизу кучи щебня и ряд платформ для его погрузки и вывоза. Прекрасно виден состав почвы: сверху небольшой слой земли в 11/2 - 2 аршина, дальше - известняк, разрабатывавшийся раньше (здесь были каменоломни) на плиты для мощения улиц. Тут же неподалеку - небольшой деревянный домик, огороженный кругом колючей проволокой; в середине - калитка, на ней надписи: «огнеопасно» и «посторонним вход строго воспрещен». Здесь хранятся взрывчатые вещества.

По деревянному мосту переходим на «ледозащитную стенку». Она закончена целиком. Ребята несколько разочарованы, так как вместо ожидаемой необыкновенной стены, «защитницы ото льда», мы стоим на обыкновенном бетонном мосту, который, как стрела, вытянулся от места, которое должно быть началом стенки шлюзового канала, но пока представляет только небольшой островок (или, вернее, полуостров, т. к. с другой стороны пока воды нет) из груды песка, щебня, балок, досок и др. строительных материалов.

С «ледозащитной стенки» открывается вид на все строительство.

По «ледозащитной стенке» идем к «узлу сооружений». Уже отсюда глухо доносится рев Волхова. У «узла сооружений» изрядное скопление народа. Оказывается, тоже экскурсанты, главным образом, комсомольцы из Ленинграда: с «Красного Путиловца» и др. заводов. Экскурсии из Ленинграда по воскресеньям на Волховстрой - здесь обычное дело.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 5-м номере читайте о жизни и творчестве писателя Вениамина Каверина, о русском поэте с турецкими корнями, учителя и наставника членов царской фамилии, автора государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» Василии Андреевиче Жуковском, об удивительно талантливом композиторе Серебряного века Александре Скрябине,  о том, как выживали в годы войны московский и ленинградский зоопарки, об уникальном человеке, легендарном летчике-асе, дважды Герое Советского Союза Амет-хане Султане, окончание детектива Наталии Солдатовой «Канкан пожилой дамы» и многое другое.



Виджет Архива Смены