Настоящая статья, несмотря на некоторую сухость изложения, печатается по просьбе научных кружков и предназначена для коллективной проработки.
Таким образом, для того чтобы суметь измерить работу, надо уметь измерять путь и силу.
Измерять путь - дело нетрудное: аршин, а лучше всего метр, прекрасно справятся с этой задачей.
Но как измерить усилие? Так же просто. Попробуйте, таща санки, тянуть их не за веревку, а за кольцо пружинных весов, своим вторым концом, прикрепленных к салазкам. И эти весы в фунтах, а лучше всего в килограммах, дадут вам просто и быстро измерение вашего усилия.
Но вот вы имеете две цифры - величину силы и величину пути. Как же поступать дальше?
Нашли, что в этом случае две эти цифры надо перемножить, и их произведение прекрасно покажет вам произведенную работу.
Действительно, представьте, что вы провезли ваши салазки на 300 метров, а весы показали ваше усилие, равное 5 килограмм. Произведение этих двух величин даст нам число
300X5 = 1500, которое, по нашему мнению, оценит величину вашей работы.
Проверим. Попробуем провезти наши салазки не на 300, а на 5 метров, а усилий для этого употребим не в 5, а в 300 килограмм, то в результате получим ту же работу. Перемножим:
5X300= 1500! Результат, как видите, получается тот же, и, значит, можно раз навсегда принять, что мерой работы является произведение из силы на путь.
Но, ведь ту же силу и тот же путь можно измерить в разных мерах - аршинах, метрах, миллиметрах, верстах и пудах, килограммах, золотниках, тоннах. А, значит, и произведения получатся разные. Как же тут быть?
Для этого в технике выбрана одна определенная единица и для измерения пути и для измерения усилия: для первого - метр, а для второго - килограмм.
И вот и считают за единицу работы ту величину ее, когда при усилии в один килограмм мы передвинем груз на длину одного метра. Эта единица называется килограмм - метром и, значит, в нашем примере с санками мы совершили работу, равную 1500 килограмм - метров 1)
Но, если так измеряется наша собственная работа, то каким же образом измеряется работа двигателей, ну хотя бы работа лошади, паровоза, автомобиля, трактора?
Точь в точь так же. Ведь если мы сумели поместить пружинные весы между рукой и салазками, то что же нам помешает такие же, но только соответственно более сильные пружинные весы поместить между лошадью и повозкой, или между локомотивом и остальным поездом. А, зная показание этих весов и пройденный путь, мы по их произведению определим и величину работы лошади и паровоза.
У другого рода двигателей вопрос этот будет несколько сложнее, но, в общем, все сведется в конце концов, к одному и тому же - к произведению из силы на путь.
Теперь давайте решим другую задачу. Вас привели на завод, поставили перед вами два паровых двигателя и предложили:
- «Оцените, выберите из них наиболее сильный, наиболее подходящий (по силе) к работе завода». И тут же вам обещают отвечать на все вопросы, которые вы найдете нужным задавать об этих двигателях. Что вы будете спрашивать?
Очевидно, вас прежде всего заинтересует величина той работы, которую в состоянии выполнить каждый из них. И вот, на это вам ответят, что и тот и другой выполняют, допустим, работу в 20.000 килограмм - метров. А между тем вы знаете наверняка, что один из этих двигателей гораздо слабее другого.
В чем же тут дело? Быть может вас обманули или ошиблись, сказав, что они оба в состоянии выполнить одну и ту же работу.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.