1948 - 1953 гг
Читая письма А. А. Фадеева к матери, я словно въявь услышал полный сыновней любви голос Александра Александровича. Мне вспомнились наши первые встречи в начале двадцатых годов, когда он рассказывал о своей юности, о семье. С какой гордостью и любовью говорил тогда Александр Александрович о матери! И так было всю жизнь.
Антонина Владимировна Фадеева действительно достойна была нежной и почтительной любви. Советская фельдшерица, она принадлежала к той части трудовой интеллигенции, которая не отделяла себя от народа и жила одной с ним жизнью. Сама революционерка, она заложила коммунистическую основу души будущего писателя.
Прочитав публикуемые ниже письма, кто из читателей «Смены» не вспомнит всемирно известные, исполненные взволнованной любви слова, обращенные к матери, слова в романе «Молодая гвардия»:
«Мама... мама.......когда бы я ни открыл глаза, ты была возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!»
Эти письма еще раз заставят задуматься нашу молодежь над тем, о чем так настойчиво говорит писатель в своем романе.
«Оглянись же и ты, юноша, друг мой, оглянись, как я, и сказки, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?»
Письма А. А. Фадеева к матери - красноречивые свидетели того, что Александр Александрович до конца дней Антонины Владимировны оставался верным и заботливым сыном.
Письма к сыновьям отразили главное свойство замечательной натуры А. А. Фадеева: и в творческой своей работе, и в государственной и партийной деятельности, и в семейных отношениях А. А. Фадеев всегда придерживался единого, цельного и последовательного взгляда на мир, взгляда большевика - ленинца.
С девятилетним Мишей отец говорит одним языком и совсем по - другому - с шестнадцатилетним Шурой. С ним разговор идет «впрямую», как и полагается говорить с юным гражданином социалистического государства. Это письмо с пользой для себя прочтет не только молодежь. В нем поставлены такие вопросы, которые заставят задуматься многих родителей и воспитателей.
Для всякого, кто интересуется биографией писателя, публикуемые письма открывают основную особенность, обусловившую широкую популярность творчества А. А. Фадеева. Читая эти письма, убеждаешься, что с самого раннего детства Александр Александрович был кровно связан с народом, видишь, как вырабатывались у него трудовые навыки, воспитывалось благоговейное уважение к книгам.
Требования, которые предъявляет А. А. Фадеев к своим сыновьям, мы вправе предъявлять ко всему подрастающему поколению, ко всем молодым строителям коммунизма.
Родная моя мамочка!
Не смогу к тебе заехать завтра, - зайдут к тебе представители нашего разнообразного молодого поколения. У меня в 5 ч. районная партийная конференция Красной Пресни (ее открытие перенесли на 23 число), а в 7 час. вечер памяти Адама Мицкевича в Колонном зале Дома Союзов, и я делаю там вступительное слово.
Увидимся в воскресенье. Не скучай, мой милый старенький дружок, и поправляйся. Крепко, крепко тебя целую.
Саша.
Милая моя мамуля! Сегодня, поздно вечером, выяснилось, что я должен вылететь завтра самолетом в Париж на заседание Комитета связи деятелей культуры в борьбе за мир, - Комитета, который был образован на Вроцлавском конгрессе. Заседание это продлится около недели. С дорогой туда и сюда, учитывая всякие случайности и задержки, может выйти дней 10 - 12.
Поздно было уже ехать или звонить тебе, т. к. ты могла бы после этого взволноваться, не спать ночь, и я решил тебе написать. Завтра я выеду из дому в 5,5 утра и тоже не смогу к тебе заехать. Но ты «не скучай, не грусти», как поет Мишенька, потому что дни эти пролетят незаметно, срок небольшой. Еду (или, вернее, лечу) я вместе с т. Федосеевым, с которым были во Вроцлаве и вместе были избраны в Комитет.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.