История одной коллекции

В Третьяков| опубликовано в номере №795, июль 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Передано народу

Среди шестнадцати найденных в Ногинске картин есть выразительное полотно Эдуарда Грюцнера «Фальстаф». Грюцнер - один из виднейших немецких жанристов второй половины XIX века. Он жил и работал в Мюнхене. Как же его картина попала в уездный город Московской губернии Богородск (так раньше именовался Ногинск)? Как оказались там другие картины?

Ответ на это дает надпись на обратной стороне этюда Переплетчикова: «Ивану Абрамовичу Морозову на добрую память». И. А. Морозов был в свое время известным коллекционером. А владелец Глуховской мануфактуры Арсений Морозов приходился Ивану Абрамовичу двоюродным братом. Впрочем, и сыновья Арсения Морозова Сергей и Петр, получившие образование в Западной Европе, тоже коллекционировали картины. Может быть, именно они приобрели в Мюнхене «Фальстафа» Э. Грюцнера.

Как бы то ни было, картины возвращены к жизни. И находятся они уже не в частных руках, не в «галерее» фабриканта Морозова, а в государственном музее.

«Список художественных ценностей, реквизированных в пользу народа» - так написал в 1918 году безвестный красногвардеец или рабочий...

Теперь эти произведения искусства переданы народу.

Вот и конец этой истории. Конец ли? Читатель, конечно, спросит: как же все-таки могло случиться, что эта коллекция чуть не погибла совсем? И где десять еще не найденных картин?

Объективные причины? Они были. Но снимает ли это ответственность с тех, кто не смог или не захотел хранить коллекцию, халатно отнесся к художественным ценностям?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Двадцать интервью чемпиона мира

Из «устной записной книжки» Михаила Таля

Человек должен дерзать

Оспорном и бесспорном в романе В. Тендрякова «За бегущим днем»