Среди шестнадцати найденных в Ногинске картин есть выразительное полотно Эдуарда Грюцнера «Фальстаф». Грюцнер - один из виднейших немецких жанристов второй половины XIX века. Он жил и работал в Мюнхене. Как же его картина попала в уездный город Московской губернии Богородск (так раньше именовался Ногинск)? Как оказались там другие картины?
Ответ на это дает надпись на обратной стороне этюда Переплетчикова: «Ивану Абрамовичу Морозову на добрую память». И. А. Морозов был в свое время известным коллекционером. А владелец Глуховской мануфактуры Арсений Морозов приходился Ивану Абрамовичу двоюродным братом. Впрочем, и сыновья Арсения Морозова Сергей и Петр, получившие образование в Западной Европе, тоже коллекционировали картины. Может быть, именно они приобрели в Мюнхене «Фальстафа» Э. Грюцнера.
Как бы то ни было, картины возвращены к жизни. И находятся они уже не в частных руках, не в «галерее» фабриканта Морозова, а в государственном музее.
«Список художественных ценностей, реквизированных в пользу народа» - так написал в 1918 году безвестный красногвардеец или рабочий...
Теперь эти произведения искусства переданы народу.
Вот и конец этой истории. Конец ли? Читатель, конечно, спросит: как же все-таки могло случиться, что эта коллекция чуть не погибла совсем? И где десять еще не найденных картин?
Объективные причины? Они были. Но снимает ли это ответственность с тех, кто не смог или не захотел хранить коллекцию, халатно отнесся к художественным ценностям?
В 9-м номере читайте о красавицах пушкинской эпохи вдохновлявших великих поэтов и живописцев¸ которые, в свою очередь, увековечивали их в своих полотнах и произведениях, о закрытой полицией первой выставке французского художника Амедео Модильяни, о создателе фильмов, вошедших в золотой фонд отечественного и мирового киноискусства, режиссере Алексее Германе, о прекрасной поэтессе Веронике Тушновой, о таинственном дневнике Михаила Михайловича Пришвина, новый детектив Ларисы Королевой «Шоу толстушек» и многое другое.