История одной коллекции

В Третьяков| опубликовано в номере №795, июль 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Здесь работают люди, в совершенстве владеющие кистью, техникой живописи. И все-таки на выставках вы не встретите подписанных ими полотен.

Эти люди - реставраторы.

Каждый художник пишет в своей манере, имеет какие - то собственные «секреты». И реставратор обязан знать, чувствовать все «секреты», свободно работать в любой манере. Сверх того, реставратор должен знать и уметь многое. Если картина разорвана, можно ли «срастить» ее так, чтобы самый придирчивый глаз не заметил шва? Если холст истлел, возможно ли заменить его, то есть как бы перенести, переклеить рисунок на новый холст? Если картина писалась давно, можно ли, реставрируя ее, добиться, чтобы новые мазки, новые краски по тону, колориту, оттенкам совершенно ничем не отличались от старых? Реставраторы говорят: можно. Трудно, но можно.

Когда Александр Иванович рассказал в лаборатории о находке, кое - кто из ее работников сначала отнесся к его сообщению скептически. Шестнадцать неизвестных картин?! Невероятно! Наверное, копии...

Директор лаборатории приехал в Ногинск. Долго, внимательно изучал он полотна. Потом сказал:

- Это, несомненно, подлинники. Только уж очень испорченные. Пожалуй, таких «тяжелых больных» нам еще не приходилось «лечить». Не знаю, удастся ли...

Последняя надежда рушилась.

- Давайте подумаем, как их упаковать, чтобы в дороге не повредить, - закончил директор лаборатории.

Через некоторое время в реставрационной лаборатории собрался своеобразный консилиум. Члены совета подробно обсуждали, какими методами лучше «лечить» картины, привезенные из Ногинска.

Реставрация «Лунной ночи» была поручена сотрудникам лаборатории Б. Шахову, З. Черкасовой, А. Зайцеву, К. Федорову. Приступили к работе и другие группы. Шестнадцать картин - шестнадцать групп. У каждой свое задание, свой план, заранее продуманные методы и приемы.

С чем сравнить работу реставратора?

Археологи, сняв слой земли, углубляются в пласт очень медленно, действуя уже не лопатой, а ножом, похожим на перочинный, и специальными щетками. Инструмент реставраторов гораздо тоньше: крошечные ланцеты и кисточки, миниатюрные щеточки, даже набор мельчайших иголок. Миллиметр за миллиметром обрабатывает полотно реставратор - и картина как бы рождается заново. Но она не должна стать ни лучше, ни хуже, - картина должна выглядеть точно такой, какой была в тот отдаленный десятилетиями и даже сотнями лет день, когда автор положил на холст последний мазок.

... Прошло несколько месяцев. Реставраторы тщательно и упорно делали свое дело.

... В кабинете директора Ногинского музея краеведения раздался телефонный звонок:

- Товарищ Смирнов? Говорят из Москвы. Можете приезжать. Работа над картинами закончена.

- Поздравляю с удачей! - прокричал в трубку Александр Иванович. - Большое спасибо! Ведь это...

- И вас поздравляем. Это большая радость и ваша и наша.

- А как с оплатой? - спросил Смирнов. - Вы вышлете счет?

- Счет?! - не сразу поняли там, в Москве. - Нет, Александр Иванович, счета не будет. Картины - народное достояние, реставрация производилась за счет государства.

- Извините, - улыбнулся Смирнов. - Завтра же буду у вас.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены