История одного ленинского портрета

М Долинский, С Черток| опубликовано в номере №736, январь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

В. И. Ленин не любил фотографироваться. Об этом рассказывают многие близко знавшие Владимира Ильича люди. Фотографам не часто удавалось запечатлеть его во время выступлений или за работой в кремлевском кабинете, а еще реже - сделать специальный художественный портрет.

Фотограф М. С. Наппельбаум, снимавший Свердлова, Дзержинского, Урицкого, Горького, Шаляпина, Репина, с особым чувством вспоминает о том, как ему однажды пришлось фотографировать Владимира Ильича, чтобы сделать его портрет.

Вот она перед нами, эта замечательная фотография. Поблескивая удивительно живыми глазами, смотрит Ильич с этого снимка:

В складках лба зажата человечья в огромный лоб - огромная мысль.

Небезынтересна история этого ленинского портрета.

... Январь 1918 года. Невский проспект утопает в сугробах. Преодолевая их, с трудом пробирается маленький автомобиль. Он подъезжает к дому № 72. На фасаде вывеска: «Художественная фотостудия М. С. Наппельбаума».

- СТОП, приехали, - говорит шоферу человек в кожаной куртке. Он выходит из машины и направляется в ателье.

Его встречает высокий чернобородый мужчина.

- Чем обязан?

- Я из Смольного, - отвечает вошедший - Дело в том, что по решению ЦК издаются избранные сочинения Ленина. Книгу должен открывать портрет Владимира Ильича. Не могли бы вы его сделать?

- Я готов, - отвечает фотограф. - Когда надо ехать?

- Если можете, сейчас.

Взяв громоздкий деревянный аппарат, Наппельбаум садится в автомобиль и едет в Смольный.

... Ленин стоит возле дверей своего кабинета. Он оживленно беседует с двумя рабочими, приехавшими из Минска. Закончив беседу, Владимир Ильич обращается к фотографу:

- Ну что ж, приступим? Решение ЦК надо выполнять.

Они идут в конференц - зал - огромное помещение с длинным столом, покрытым красной скатертью. Наппельбаум устанавливает штатив, готовит кассеты.

А тем временем Владимир Ильич присаживается к краешку стола и, углубившись в бумаги, забывает о фотографе.

В зале мало света. Наппельбаум, хмурясь, делает несколько снимков: он не уверен, получатся ли они. И вдруг солнечный луч проникает в зал, освещает фигуру Ильича.

Медлить нельзя. Фотограф решается напомнить о себе. Ленин поднимает голову и, слегка улыбнувшись, просит извинения за свою невнимательность. Щелкает затвор фотоаппарата.

Так был сделан первый послеоктябрьский портрет В. И. Ленина...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены