В. И. Ленин не любил фотографироваться. Об этом рассказывают многие близко знавшие Владимира Ильича люди. Фотографам не часто удавалось запечатлеть его во время выступлений или за работой в кремлевском кабинете, а еще реже - сделать специальный художественный портрет.
Фотограф М. С. Наппельбаум, снимавший Свердлова, Дзержинского, Урицкого, Горького, Шаляпина, Репина, с особым чувством вспоминает о том, как ему однажды пришлось фотографировать Владимира Ильича, чтобы сделать его портрет.
Вот она перед нами, эта замечательная фотография. Поблескивая удивительно живыми глазами, смотрит Ильич с этого снимка:
В складках лба зажата человечья в огромный лоб - огромная мысль.
Небезынтересна история этого ленинского портрета.
... Январь 1918 года. Невский проспект утопает в сугробах. Преодолевая их, с трудом пробирается маленький автомобиль. Он подъезжает к дому № 72. На фасаде вывеска: «Художественная фотостудия М. С. Наппельбаума».
- СТОП, приехали, - говорит шоферу человек в кожаной куртке. Он выходит из машины и направляется в ателье.
Его встречает высокий чернобородый мужчина.
- Чем обязан?
- Я из Смольного, - отвечает вошедший - Дело в том, что по решению ЦК издаются избранные сочинения Ленина. Книгу должен открывать портрет Владимира Ильича. Не могли бы вы его сделать?
- Я готов, - отвечает фотограф. - Когда надо ехать?
- Если можете, сейчас.
Взяв громоздкий деревянный аппарат, Наппельбаум садится в автомобиль и едет в Смольный.
... Ленин стоит возле дверей своего кабинета. Он оживленно беседует с двумя рабочими, приехавшими из Минска. Закончив беседу, Владимир Ильич обращается к фотографу:
- Ну что ж, приступим? Решение ЦК надо выполнять.
Они идут в конференц - зал - огромное помещение с длинным столом, покрытым красной скатертью. Наппельбаум устанавливает штатив, готовит кассеты.
А тем временем Владимир Ильич присаживается к краешку стола и, углубившись в бумаги, забывает о фотографе.
В зале мало света. Наппельбаум, хмурясь, делает несколько снимков: он не уверен, получатся ли они. И вдруг солнечный луч проникает в зал, освещает фигуру Ильича.
Медлить нельзя. Фотограф решается напомнить о себе. Ленин поднимает голову и, слегка улыбнувшись, просит извинения за свою невнимательность. Щелкает затвор фотоаппарата.
Так был сделан первый послеоктябрьский портрет В. И. Ленина...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ. Продолжение. См. «Смену» № 1