История одного ленинского портрета

М Долинский, С Черток| опубликовано в номере №736, январь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вернувшись в ателье, фотограф прошел в лабораторию и заперся там. Бережно раскачивая ванночку с мутно - белым проявителем,' осторожно перекладывая пластинки в фиксаж, он с нетерпением ждал того момента, когда можно будет посмотреть негативы на свет.

- Все в порядке! - облегченно и радостно вздохнул Наппельбаум, рассматривая негативы.

Как только отпечатки просохли, он взял один из них, вышел на улицу и в самом центре витрины повесил новую фотографию. Прохожие подолгу останавливались, вглядываясь в дорогие черты ленинского лица.

Через несколько дней Владимиру Ильичу принесли этот фотопортрет и попросили поставить на отдельном листке свой автограф и дату съемки - 31 января 1918 года. Выполнив просьбу работников издательства, Ильич приписал внизу: «Очень благодарю товарища Наппельбаума. Ленин».

Надежда Константиновна Крупская особенно ценила и любила эту фотографию. Репродукции с нее разошлись по всему миру в миллионах экземпляров.

В марте 1919 года, когда Наппельбаум делал съемки на заседаниях I конгресса Коммунистического Интернационала, к нему обратились из секретариата с предложением дать несколько отпечатков с негатива знаменитой фотографии В. И. Ленина. Это было сделано по просьбе иностранных делегатов, которые хотели увезти с собой на родину портрет великого вождя, основателя первого в мире социалистического государства.

Часть этих снимков с автографами Ленина сохранилась. На одной такой репродукции рукой Владимира Ильича написано:

«Дорогим друзьям Финляндской Коммунистической партии. Москва. 6 марта 1919 г.».

Как - то в начале мая 1919 года к Наппельбауму пришел очередной посетитель. Это был французский писатель Анри Гильбо. Сказав, что он пишет биографическую книгу о Ленине и ему необходим для нее портрет Владимира Ильича, француз протянул фотографу записку с несколько шутливым обращением:

«Товарищам, заведующим фотографическими отделами советской власти».

Далее в записке говорилось:

«Удостоверяя, что податель тов. Анри Гильбо - член французской секции Коммунистического Интернационала, прошу оказывать т - щу Анри Гильбо всякое содействие, по возможности снабжая его фотографиями.

Пр. СНК В. Ульянов (Ленин)».

Получив портрет Владимира Ильича, писатель поблагодарил мастера и сам пожелал сфотографироваться.

Анри Гильбо познакомился с Лениным еще в 1916 году в Швейцарии, во время Кинтальской конференции. Весной 1918 года он посетил Советскую Россию и, совершив путешествие по стране, неоднократно встречался с Владимиром Ильичем. В марте 1919 года Гильбо снова оказался в, Москве, но на этот раз в качестве делегата I конгресса Коминтерна. 5 марта в 9 часов вечера к нему в номер «Метрополя» пришел Ленин. Во время беседы Гильбо рассказал Владимиру Ильичу о своем намерении написать о нем биографическую книгу.

Наппельбаумовский портрет В. И. Ленина, историю которого мы коротко рассказали, произвел большое впечатление на Демьяна Бедного, и он посвятил фотографу следующие стихотворные строки:

В мастерстве своем великом

Современен он насквозь:

Ставя линзу вкривь и вкось,

Он тебя вконец замучит,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Тайна «Принцессы Кашмира»

Рассказ. Продолжение. См. «Смену» № 1