Вернувшись в ателье, фотограф прошел в лабораторию и заперся там. Бережно раскачивая ванночку с мутно - белым проявителем,' осторожно перекладывая пластинки в фиксаж, он с нетерпением ждал того момента, когда можно будет посмотреть негативы на свет.
- Все в порядке! - облегченно и радостно вздохнул Наппельбаум, рассматривая негативы.
Как только отпечатки просохли, он взял один из них, вышел на улицу и в самом центре витрины повесил новую фотографию. Прохожие подолгу останавливались, вглядываясь в дорогие черты ленинского лица.
Через несколько дней Владимиру Ильичу принесли этот фотопортрет и попросили поставить на отдельном листке свой автограф и дату съемки - 31 января 1918 года. Выполнив просьбу работников издательства, Ильич приписал внизу: «Очень благодарю товарища Наппельбаума. Ленин».
Надежда Константиновна Крупская особенно ценила и любила эту фотографию. Репродукции с нее разошлись по всему миру в миллионах экземпляров.
В марте 1919 года, когда Наппельбаум делал съемки на заседаниях I конгресса Коммунистического Интернационала, к нему обратились из секретариата с предложением дать несколько отпечатков с негатива знаменитой фотографии В. И. Ленина. Это было сделано по просьбе иностранных делегатов, которые хотели увезти с собой на родину портрет великого вождя, основателя первого в мире социалистического государства.
Часть этих снимков с автографами Ленина сохранилась. На одной такой репродукции рукой Владимира Ильича написано:
«Дорогим друзьям Финляндской Коммунистической партии. Москва. 6 марта 1919 г.».
Как - то в начале мая 1919 года к Наппельбауму пришел очередной посетитель. Это был французский писатель Анри Гильбо. Сказав, что он пишет биографическую книгу о Ленине и ему необходим для нее портрет Владимира Ильича, француз протянул фотографу записку с несколько шутливым обращением:
«Товарищам, заведующим фотографическими отделами советской власти».
Далее в записке говорилось:
«Удостоверяя, что податель тов. Анри Гильбо - член французской секции Коммунистического Интернационала, прошу оказывать т - щу Анри Гильбо всякое содействие, по возможности снабжая его фотографиями.
Пр. СНК В. Ульянов (Ленин)».
Получив портрет Владимира Ильича, писатель поблагодарил мастера и сам пожелал сфотографироваться.
Анри Гильбо познакомился с Лениным еще в 1916 году в Швейцарии, во время Кинтальской конференции. Весной 1918 года он посетил Советскую Россию и, совершив путешествие по стране, неоднократно встречался с Владимиром Ильичем. В марте 1919 года Гильбо снова оказался в, Москве, но на этот раз в качестве делегата I конгресса Коминтерна. 5 марта в 9 часов вечера к нему в номер «Метрополя» пришел Ленин. Во время беседы Гильбо рассказал Владимиру Ильичу о своем намерении написать о нем биографическую книгу.
Наппельбаумовский портрет В. И. Ленина, историю которого мы коротко рассказали, произвел большое впечатление на Демьяна Бедного, и он посвятил фотографу следующие стихотворные строки:
В мастерстве своем великом
Современен он насквозь:
Ставя линзу вкривь и вкось,
Он тебя вконец замучит,
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Рассказ. Продолжение. См. «Смену» № 1