Сообщение вызвало переполох среди монахов. Побежали за настоятелем монастыря Максимом. Максим долго думал, как проверить сомнительные речи гостя. Наконец подвел Асатиани к иконе Иверийской богоматери и попросил его перевести надпись, выбитую на серебряном окладе.
Асатиани пригляделся и тотчас перевел.
Это решило дело. Максим воздел свои старческие руки:
— Сын мой, ты тут не гость, а хозяин — распоряжайся.
Асатиани достал камеру.
— Разрешите мне снять несколько кадров в монастыре.
Несмотря на свое торжественное заявление, отец Максим смутился. Высокое начальство строго-настрого запретило всякие съемки в монастыре. Но отказать иверийцу было невозможно. И Максим нашел решение, вполне соответствующее его мудрости:
— Ежедневно ровно в полтретьего монастырь посещает духовная инспекция. Хорошо бы до этого, сын мой, ты уехал отсюда. А пока — твоя воля, снимай.
К этим уникальным кадрам присоединились впоследствии другие, снятые в Турции, Болгарии, Палестине. Фильм «Сквозь мглу веков» — по-своему трагическая лента, в ней печаль горького прошлого в истории народа, прошедшего через тысячи бед.
Что дальше? Асатиани уже перелистывает затрепанный атлас, прикидывает, составляет планы.
Испания... Или путь его лежит в Японию, страну, интересующую его больше других?
Есть еще давняя идея — снять фильм «По следам Миклухи Маклая». А там... Что будет следующей темой его работ? В какую страну поведет нас Одиссей с кинокамерой?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.