Искусство любит упорных

Г Валиков| опубликовано в номере №667, март 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

А вечером подошла Зоя Побитова и неожиданно призналась:

- Знаешь, Володя, скучно стало с этими цветами. Хочу в Федоскино перейти. По плану ведь один цветы все время пишем... Ремесленниками станем!

... Синеватый снег переливается искрами, шипит под лыжами. Сегодняшнюю луну можно написать зеленой краской, если подложить под нее обрезок золотой потали. Так и заиграет...

Чтоб возродить «а артельных изделиях пейзаж, нужно сочетать два стиля - жестовский и федоскинский. Почему не займется этим художественный совет?... Устарели хатки, лебеди? Нужно разработать «новую тематику ландшафта, найти простой рисунок, ну хотя бы эту, что на бугорке, березу. Заиндевевшая, хрупкая, стоит она, как изваяние из дыма и серебра. Зима на подносе!... Почему никто не рискнет это сделать? И риск - то, собственно, небольшой.

Володя ищет

Старые живописцы и молодые мастера с одинаковым подъемом готовились к конкурсам.

Конкурсы - два одновременно - были объявлены Росхудпромсоветом и Научно - исследовательским институтом художественной промышленности. В них будут участвовать миниатюристы из Мстеры, палешане, загорские резчики по дереву, богородские игрушечники, федоскинцы со своими шкатулками - мастера самых различных видов декоративного и прикладного искусства.

- От нас ждут жестовских цветов. Зачем обманывать приятные ожидания! - таково было мнение большинства.

- А ты, наверное, за пейзаж возьмешься? - спросила Зоя Володю.

- Нет, над этим надо еще подумать, да и не мне одному, какой пейзаж годится для подноса.

Володя искал сюжет.

Через день он уже обсуждал с Андреем Павловичем свой карандашный эскиз. В центре композиции - крупный герб Советского Союза. Вокруг по овалу среди виноградных лоз, колосьев и цветов хлопка - гербы союзных республик.

Работал Володя быстро, а когда окончил, оказалось не то. Написанные контурно гербы терялись среди зелени. Он оставил кисть и снова искал карандашом.

За краски он взялся через два дня, чтобы написать Спасскую башню. И опять неудача: поторопился - башня оказалась смещена относительно центра подноса. Он повторил рисунок. Наконец поймал настоящий жемчужно - пепельный тон, который долго ему не удавался. От строгой величавости башни теперь по - настоящему повеяло веками. И снова неудача: свежая зелень дуба и лавра, обрамляющая башню, выбивалась из общего колорита. Так досадно, что хоть берись за цветы, - там все знакомо, рука набита, не ошибешься.

Володя покидает свой угол и долго ходит по мастерской. Над огромным подносом бледно - зеленого цвета сидит Павел Иванович Плахов. Пишет цветы. Пишут цветы Николай Гогин и тезка его Антипов. Цветы пишет и Андрей Павлович Гогин. То нарядные, роскошные, то поскромнее, с мягкими бликами. Перед глазами одни цветы. А ему, Володе, как быть? Не взяться ли за что - нибудь поновей? Вспоминается поднос со звездами; ясные, маленькие, они рассыпались по бархатисто - синему небу... Да мало ли что еще можно изобразить! Надо искать.

Зоя Побитова опустила кисть. В глазах тревога, хотя белые стены Главного павильона сельскохозяйственной выставки, который она рисует, еще только едва проступают.

- Трудно? - спрашивает Володя и подбадривает: - Ничего, ничего, Зоя!...

Валя Анашкина пишет большое паяно, посвященное дружбе народов. Краски у нее праздничные. Она пишет с подкладкой потали - тончайших листков «золота». Стоп! Впервые за этот день Володя улыбается. Кажется, нашел!... Писать башню по бронзе!... Он спешит к своему столу, набрасывает силуэт башни и осторожно бронзирует его - покрывает «твореным золотом». А уже по золоту пойдут краски, стронционовые, сквозные... Держитесь, «цветики»!

- Вот так и живем, - говорит своим тихим голосом Андрей Павлович Гогин. - Тишина у нас, деревня, кажется, ничего не происходит особенного. А Балашову на конкурсе вторую премию присудили. От Балашова я ожидаю многого. Этот ищет, упорный! А искусство любит упорных.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены