— Итак, — снова врезаюсь я, — ваши незримые оппоненты ведут целый класс в столярную мастерскую, а конечную пользу получают от этого лишь два-три ученика, в душе которых такая работа находит отклик. Так?
— Именно. Тотальный метод изжил себя хотя бы потому, что»
— Но, извините, ведь мастерская, завод, ферма — это действительно труд, а краеведение все же нечто развлекательное, хорошая форма отдыха, если хотите...
— Нет! Завод — это и есть краеведение!
Тут за нам приходят, и он вынужден покинуть меня, дав на прощание адрес своего методического центра, ведущего борьбу за новые веяния в педагогике. Я записываю и имя: Марк Израилевич Волкомич.
Уже нет, кажется, на столе свободного местечка, а Георгий Павлович Сергеев выкладывает из коробок новые и новые предметы. Даже мой непосвященный разум приходит в возбуждение.
Сергеев молчалив и неспешен.
А вот сосуд, в котором хранились все эти богатства. И другой сосуд, поменьше, выполнявший роль крышки.
И пролежало все это в земле не сто, не двести и не триста, а пять тысяч лет.
Пять тысяч лет!
Как-то при слове «клад» приходит обычно на ум кубышка с золотыми (ну, пусть серебряными) монетами или таинственный сундук, припрятанный пиратами (пятнадцать шагов на зюйд-вест от крайнего из вязов, что стоят по дороге к таверне «Веселый покойник»). А когда закапывали вот этот клад, не было не только серебра или золота, а и простого железа, бронзы не было! Четвертое тысячелетие до нашей эры! Едва-едва здесь, в Прутско-Днестровском междуречье, кончился каменный век, уступив место культуре, которую археологи именуют трипольской.
Найти при раскопках трипольских поселений украшение или, скажем, рыболовный крючок из красной меди — удача для археолога. А в карбунском кладе около четырехсот изделий из меди!
— Напишете, а, Георгий Павлович? — спрашиваю с надеждой.
Отказ. Знакомые аргументы: много работы, неудобно свою тему рекламировать. Нет, он писать не будет.
Если мне хочется, могу писать сам. Клад — вот он. Сергеев с Маркевичем потом отредактируют, чтобы не было отсебятины.
Сергеев подсказывает мне, как надо писать очерк.
— Обязательно нужно сказать доброе слово о школьниках, они наши главные находчики! А кружок Маркевнча! Неужели ничего не знаете? Конечно, разве он скажет... Да это же целая история! А олонештский клад — редчайшая коллекция военных доспехов армии Александра Македонского, — тоже ребята навели! Десятки, сотни находок! Про это просто необходимо написать! Ведь у нас есть энтузиасты, которые школьников всей республики поднимают на это дело, у них целая система. Волкомич, например»
Отягощенный многочисленными советами и списками необходимой литературы, покидаю музей.
А к Волкомичу-то надо, брат, идти!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.