Ищу Афродиту

Дмитрий Сухарев| опубликовано в номере №856, январь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

В мире согласия

У них и в самом деле целая система.

Я стремлюсь ее выяснить, но не допускаю никаких тем — пока! — кроме археологии. Хочу на примере археологии убедиться в реальности «краеугольного камня», а потом проверить его приложимость к другим дисциплинам.

Итак.

Итак, существует некое согласие, союз. Узы естественны, никто не рассылал повесток, не взывал: «Товарищи, проявим взаимопонимание!» — сошлись сами, потому что свело дело.

С одной стороны, археологи. У них своя забота, наука. Молдавия — это кладовая археологических кладов; слегка присыпанные землей, лежат здесь бесчисленные памятники многих культур. Но именно эта малая глубина залегания (нередко 20 — 30 сантиметров) грозит памятникам гибелью: под виноградники пашут глубоко. Следы былых времен попадают на поверхность, разрушаются. Нужна массовая, повсеместная разведка археологических раскопок. Нужна археологическая карта республики. Короче, нужны тысячи понимающих глаз и умеющих рук. Никакое расширение научных штатов делу не поможет. Грамотное краеведение местными силами — это, если хотите, выход и школа — прямая дорога к нему.

Но школьников, а прежде всего учителей, надо организовать, поднатаскать, обучить. Что ж, археологи готовы принять участие в такой работе, они кровно заинтересованы в этом.

Другая сторона — педагоги. Те гнут свое, им надо, чтобы дети вообще росли людьми. Если должны ребята изучать, допустим, историю, то пусть они своими руками, заинтересованно докапываются до ее таинств. Если же надо приучать ребят к труду, то лучше всего, если они с самого начала увидят в нем не «часы», не унылую обязанность, а самое интересное из интересного, источник познания и удовлетворения. Школьники могут и рыскать дотемна по свежей пашне, и черепки клеить, и полки строгать для своего музея, нужно только их увлечь, а без помощи ученых этого не сделать.

Ясно также, что всех школьников увлекать такой деятельностью трудно и бессмысленно. Выявить тех, которые почувствуют в этом свое призвание, — вот задача.

Этот союз школы и науки освящает своим авторитетом ЦК комсомола Молдавии. Именно при ЦК работает специальная секция краеведения, которой руководит секретарь ЦК Анна Цариградская.

Место лее, где я сижу и веду разговоры, — Республиканская экскурсионно-туристская станция для школьников — РЭТС. Название, прямо скажем, унылое. Насколько было бы лучше — Дом следопыта или что-нибудь в этом роде. Но люди здесь боевые. Вот и Волкомич работает здесь методистом.

Мы с ним пристроились в помещении музея станции, возле витрин с археологическими экспонатами. Музей не для парада, он как бы наглядное пособие, помощник краеведу в определении находок. Каждая культура представлена типичными образцами.

Содержится музей в любви и холе. На каждой группе экспонатов написано, кто их нашел.

Обращаю внимание на то, что чаще других встречается Флоренггский дом пионеров.

— Ничего нет удивительного, там несколько лет кружок вел Маркевич.

Непонятно. Флорешты — отдаленный районный центр, а Маркевич — здесь, в академии. Как же так?

— А он тогда не был в академии. Он работал лесничим.

Выясняется, что у Маркевича лесотехническое образование. Году в пятьдесят втором ловил рыбу в Днестре и нашел в береговых обнажениях много обработанного кремня. Вспомнил детское увлечение историей, отвез находку в Кишинев. Оказалось, что это неизвестная для Молдавии культура. Маркевича привлекли к археологической конференции, предложили даже работать лаборантом в академии, наверно, почувствовали пробуждение в нем страсти.

В то время из этого ничего не вышло, но оторвать Маркевича от археологии было уже нельзя.

Только в 1956 году, будучи уже автором научных публикаций, Маркевич смог поступить на заочное отделение университета, а с 1960 года он работает в академии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Замок Иф…

24 июля 1802 родился маркиз Александр Дюма Дави де Ла Пайетри