Имя зовет

А Хромов| опубликовано в номере №312, декабрь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однажды в начале 1933 года нам сказали:

- Ждите нового летчика - испытателя.

- Кто такой? - заинтересовались мотористы и авиатехники.

- Военный. Из истребителей. Орел, - говорят.

- Как фамилия?

- Валерий Чкалов.

И в самом деле, вскоре после этого разговора подошел к нам вразвалочку широкоплечий, коренастый человек.

Я как раз возился с мотором. Поднял голову, посмотрел на него и подумал: «Вот он, наш новый испытатель. Лицо и впрямь орлиное».

А Чкалов поздоровался и спрашивает так, словно вчера с нами расстался:

- Ну как, все в порядке?

Руки у него были жилистые. Глаза хорошие, добрые, с живыми искрами. Я ясно представляю его стоящим перед товарищем Сталиным и говорящим скупо, не спеша:

- Я буду держать штурвал самолета до тех пор, пока в моих руках имеется сила, а глаза видят землю.

Так оно и было. До последнего мгновения держали руки Чкалова штурвал, и в карусельном вихре штопора он видел рвущуюся навстречу самолету землю.

Не услышим мы больше гула мотора, запущенного рукой Чкалова.

Сколько раз я готовил Чкалову мотор! Сколько раз, закинув голову, следил за его орлиным полетом!

Мне было восемнадцать лет, когда со мной впервые заговорил наш новый испытатель. Мне исполнилось двадцать три года, когда я в последний раз видел Валерия Павловича у нас на заводе. Пять лет! За эти годы Чкалов стал великим летчиком. Все реже приходилось готовить для него машину. Другие, более замечательные полеты занимали его время. Но все мы с волнением следили за успехами нашего друга. В дни, когда ширококрылая чкаловская птица пролетела по сталинскому маршруту из Москвы до острова Удд; в дни, когда самолет Чкалова проложил прямую от Москвы до Соединенных штатов, - в эти дни мы все видели Чкалова так живо и близко, словно он кружил над нашим аэродромом на нашей машине, только что приготовленной к полету нашими руками.

Все мы, рабочие - менжинцы, которым посчастливилось работать вместе с Чкаловым, испытали на себе огромное влияние этого несгибаемого, бесстрашного человека. Но особенно велико было влияние Чкалова на нас, молодежь. Мы, восемнадцатилетние, с жадностью слушали рассказы Валерия Павловича о его жизни. Он любил говорить с нами в свободную минуту. Многое мы уже знали о нем со стороны. Летчики рассказывали о его находчивости и смелости.

Мы, мотористы, авиатехники, слышали о том, как двадцатилетний Чкалов изучал летное искусство у старых ленинградских летчиков, как он еще в 1928 году получил награду от товарища Ворошилова за высший пилотаж.

Валерий Павлович в свободную минуту тут же у машины рассказывал нам о своем детстве, о родном поселке Василево - Слободе, о боях с мальчишками, купаньях на Волге. Он рассказывал нам, как впервые в 1919 году увидел самолет. Через 9 лет Чкалов был уже одним из лучших летчиков - истребителей. Рассказывал нам Валерий Павлович, как он работал слесарем по ремонту самолетов. И слушая его, кто из нас не мечтал стать отважным летчиком! Плох тот моторист, который не мечтает стать пилотом!

Но красноречивей всяких слов была работа Чкалова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены