И силы брали у родной земли…

Виктор Буганов| опубликовано в номере №1279, сентябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Велика и трудна история нашего Отечества. Заглянешь в нее, единым взором охватишь ее большак – и гордостью и горечью охватит сердце: тут что ни верста, то кровью полита, что ни событие, то урок на тысячелетие, и нравственный и политический. Извлекаешь уроки, черпаешь вдохновение, укрепляешься мужеством и верой в народные силы и мудрость.

Каждый из нас – ученик на Уроке Отечественной Истории, и следует нам четко знать события и факты, запоминать их и осмысливать, чтобы пользоваться этими знаниями ежечасно в дне сегодняшнем. История нашей Родины – это наша память. Человек без памяти – ничто: народ без истории, без национальной памяти немыслим. События отечественной истории – могучий источник питания современного патриотизма.

Осмысливая прошлое Родины, лучшие его сыны обращают мысленные взоры к переломным моментам истории, когда боевые подвиги народа высветляют его духовную силу. В годины испытаний русская прогрессивная мысль постоянно обращалась к героическому прошлому Отечества, ища и находя в нем поддержку.

Так, в эпоху отражения нашествия Наполеона вспоминают о славной победе русских войск над полчищами Мамая в XIV веке полководец М. И. Кутузов, поэты В. А. Жуковский и К. Ф. Рылеев.

В грозную пору Великой Отечественной войны советского народа с гитлеровскими захватчиками среди образов великих предков, воодушевлявших наших, советских бойцов, были имена Александра Невского и Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова.

А в дни золотых юбилеев события давно минувших дней как бы снова приближаются к нам, получают новое осмысление, снова наполняют нас раздумьями о судьбах Родины.

Событие, связанное с «Мамаевым побоищем», с победой русского народа под руководством Дмитрия Донского на поле Куликовом, является выдающимся в истории нашего государства. Оно вошло в душу и память народа.

После страшного «Батыева разорения» в конце 30-х – начале 40-х годов XIV века, когда на Руси установилось проклятое иго властителей Золотой орды, после полутораста лет борьбы русского народа с иноземными захватчиками – к 70 – 80-м годам XTV века наступал момент решающей схватки с врагом.

В условиях непрерывной героической борьбы с ордынскими завоевателями шел процесс объединения русских земель вокруг Москвы, процесс образования великорусской народности, развитие ее культуры, национального самосознания.

В Золотой орде, напротив, нарастали тенденции к распаду, раздробленности между многочисленными потомками Чингисхана. Но иногда появлялись среди них могущественные временщики, каким был темник Мамай, объединивший в своих руках большую часть Золотой орды. Окрепшая Русь к тому времени не раз бросала вызов своим поработителям. Так было в 1373 году, когда, по свидетельству летописцев, великий московский князь Дмитрий Иванович с братом своим Владимиром Андреевичем, князем серпуховско-боровским, пришли с войсками «на берег к Оке реке и татар не пустили, и все лето там стояли». То же повторилось через три года. Русские земли стали платить дани меньше, чем в прошлые времена. Проявлялось неповиновение, открытое противостояние ордынским властителям. Начались карательные экспедиции Орды. После поражения русских на реке Пьяне враги разорили

Нижний Новгород, его окрестности и все Засурье. На следующий год Мамай, «собрав воя многи», послал их против князя Дмитрия Московского. Ордынское войско, возглавленное опытным Бегичем, направилось к Коломне по правобережью Оки. Московские полки встретили его на реке Возке, правом притоке Оки. 11 августа 1378 года «зело при вечере» воины Бегича переправились через реку и напали на центр русского войска. Мощный контрудар русских из центра и с флангов окончился полным разгромом ордынцев: они, по свидетельству летописи, «побежали за реку Вожу, побросав копья свои, и наши (то есть русские воины. – В. Б.), вслед за ними погнавшись, били, секли, кололи и напополам рассекли и убили их множество, а иные в реке утонули»; погиб в числе многих и сам Бегич. Победа на Воже снова показала возросшую силу Руси в борьбе с угнетателями. «Дмитрий Донской совершенно разбил монголов на реке Воже... Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими» – так отозвался К.Маркс об этом сражении, которое знаменовало собой переход Руси к решительному противостоянию Орде на поле брани.

События 70-х годов, несмотря на их немалое значение, были лишь прологом к тому, что произошло два года спустя после поражения Орды на Воже. Вызов был брошен, приближалось решающее столкновение грандиозных масштабов. Мамай, получив известие о поражении и гибели Бегича, организовал поход, размах которого поражал современников, русских и иноземных. Он вышел из Орды на Русь «со всеми князьми ордынскими, с всею силгно татарскою и половецкою»; в его разноязычном Еойске находились представители многих мусульманских народов («бесермены»), жителей Поволжья («буртасы»), черкесы и осетины («ясы») с Северного Кавказа, армяне (жили и торговали в городах по Волге) и даже итальянцы («фряги») из Крыма, торговавшие с тем же Поволжьем. Войско, выставленное Золотой Ордой, которая продолжала оставаться могущественным в военном отношении государством, насчитывало огромное число воинов – вероятно, до 150 тысяч человек. С таким войском Мамай замыслил, как сообщает русская «Повесть о побоище на Дону», разорить русские земли, «как при Батые было», и полностью восстановить ордынскую власть на Руси.

О приготовлениях и приближении вражеского войска Дмитрий Иванович узнал от своей стражи, дежурившей в степи на реке Воронеж, притоке Дона, летом 1380 года, вероятно, в конце июля. Был объявлен сбор сил – в основном войско Дмитрия составляли русские люди: кроме того, с князем волынским Дмитрием Михайловичем Боброком пришло, вероятно, некоторое число украинцев, а с князем полоцким Андреем Ольгердовичем – белорусы. Под стяги князя Дмитрия Ивановича воины пришли из разных земель Северо-Восточной Руси. Это были в основном ремесленники, крестьяне. которых источники именуют «молодыми людьми», то есть незнатными, представителями общественных низов. Основной костяк этих ополченцев, народного войска составили москвичи – «небывальцы», по характеристике летописей, люди, не бравшие до этого в руки оружия, не воевавшие в боях. Один из летописцев сообщает имена некоторых простых людей – Юрка Сапожник, Васюк Сухоборец, Сенька Быков, Гридя Хрулец. Именно они и им подобные «молодые люди», «небьгаальцы» и стали основной силой войска; это был сам русский народ, поднявшийся на защиту Отечества.

Половина или даже две трети земель Северо-Восточной Руси прислали своих ратников в войско Дмитрия Московского. Грандиозное военное предприятие, организованное Москвой, рассматривалось как дело общенародное. Тогда, в конце XIV столетия, без преувеличения можно сказать, велась Отечественная война за освобождение родной земли от тяжкого гнета.

Как принято считать историками, перед походом Дмитрий Иванович Московский побывал в Троице-Сергиевом монастыре, у его игумена и основателя Сергия Радонежского. Авторитет и слава этого человека, высокообразованного дипломата, просветителя, к тому же человека в быту очень скромного и непритязательного, болевшего душой за свою землю, мечтавшего, как и все русские люди, об избавлении от ордынского ига, были исключительно велики. Вести о разговоре Дмитрия с Сергием, который дал ему благословение на борьбу с Мамаем, быстро распространились по градам и селам и вдохновляли народ, способствовали росту его сплоченности и решимости. Игумен дал Дмитрию двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, которые отправились с ним в поход.

Общая численность русского войска, вероятно, достигала 100 с лишним тысяч человек и была меньшей в сравнении с количеством воинов Мамая. Таким образом, в предстоящем сражении должно было участвовать более 200 тысяч воинов. Вооружение русских ратников, пеших и конных, составляли копья и мечи, сабли и булавы, сулицы (легкие метательные копья), луки и стрелы; почти все имели щиты, многие – шлемы и кольчуги. Войско состояло из полков, делившихся на тысячи, сотни. десятки. Основная часть военных сил, находившаяся во время сражения в центре боевого построения, входила в большой полк; левый фланг назывался полком левой руки, правый фланг – полком правой руки. авангард – передовым, арьергард – сторожевым полком. Кроме того, существовали резервный, засадный полки, легкоконная разведка.

Хорошо поставленная сторожевая служба – разведка на южной степной окраине – позволила вовремя узнать о подходе Мамая.

...Дмитрий Московский энергично готовится к отпору – собирает в Москву князей и воевод; на совете они решают послать по городам гонцов с призывом собрать дружины в Коломне к первой половине августа.

План Мамая состоял в том, чтобы, продвигаясь вдоль Дона к его верховьям, соединиться здесь или у Оки с силами своих возможных союзников, в первую очередь с войском литовского князя Ягайлы. Ордынский предводитель спешил: приближалась осень с холодами и распутицей, которые затруднили бы действия татарской конницы.

В конце августа войско, собранное в Москве, вышло в поход. Стоял ясный и тихий день. В Кремле, на площадях и улицах, стенах и башнях, стояло множество людей; жены по обычаю давали мужьям «конечное целование», понимая, что многие из них не вернутся с побоища. На борьбу с врагом в составе трех отрядов – колонн вышло из столицы более 100 тысяч воинов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены