Несмотря на то, что через два года после Донского побоища, как еще называют источники это сражение, хан Тохтамыш взял и сжег Москву, а впоследствии ордынцы еще не раз «изгоном» (неожиданно, внезапно) нападали на Русь, несмотря на то, что русские князья должны были откупаться от Орды данями, а зависимость от нее (конечно, в более слабой форме) продолжалась еще столетие, – Куликовская битва сыграла огромное значение в истории России и сопредельных стран. Она дала новый мощный толчок, с одной стороны, объединению Руси, национально-освободительной борьбе ее народа против Золотой орды; с другой – распаду последней на более мелкие ханства (Казанское, Сибирское, Крымское и другие), борьбу с которыми Россия вела в течение XV – XVIII веков и в конце концов довела до успешного конца.
Куликовская победа – славная страница боевого, героического прошлого русского народа, прекрасный образец стратегического искусства русских полководцев конца XIV века, их умелой тактики в ходе сражения, которое проходило по плану, ими разработанному и последовательно осуществленному. Основной силой, главным героем грандиозного сражения, ставшего одним из важнейших рубежей в истории Отечества, был русский народ, пославший на поле Куликово своих сынов – ремесленников и пахарей, людей простых и подчас не очень опытных в ратном деле, но воодушевленных великой целью, выполнявших и выполнивших насущнейшую национальную задачу – дать отпор новому нашествию, которое грозило Руси еще одним «Ба-тыевьгм погромом».
Прямым следствием Куликовской победы, общего нарастания национально-освободительной борьбы русского народа был подъем во всех областях жизни. В это и более позднее время отмечен рост сельского хозяйства и промыслов, городов и торговли; быстрее пошло политическое объединение русских земель вокруг Москвы.
Рост народного самосознания способствует расцвету русской национальной школы живописи, о чем красноречиво говорят творения Феофана Грека и особенно Андрея Рублева. В литературе той поры, в повестях и сказаниях, летописях и житиях святых воспевается славное прошлое русской земли времен независимости Руси (до Батыева нашествия) и прославляются подвиги героев Куликова поля. Возрождаются старые архитектурные традиции: проходит реставрация построек Киева, Новгорода, Владимира. В послекуликовскую пору в единый цикл складываются различные местные сказания – былины, герои которых объединяются вокруг единого центра – Киева во главе с князем Владимиром Красное Солнышко. Тогда же «областные» летописи включают в состав грандиозных общерусских летописных сводов, начинающихся «Повестью временных лет», составленной в Киеве в самом начале XII века.
Куликовская победа дала мощный толчок движению Северо-Восточной Руси к общей национальной цели – объединению и национальному освобождению. Воинский труд, выполненный русским народом в памятный день 8 сентября 1380 года, дал возможность Москве и Руси в целом продолжить и с успехом завершить это двуединое дело – объединить земли в мощное государство И освободить народ от ига Орды. »
Окончательное освобождение от иноземного владычества произошло в 1480 году после сражений на реке Угре. Эти два великих события нашей истории отстоят друг от друга на столетие, и в нынешнем году мы отмечаем два славных юбилея – 600-летие Куликовской победы и 500-летие национального освобождения России.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.