На сцене неожиданно вспыхивает полотно киноэкрана. Перед взволнованным зрителем проносятся события последних десятилетий. Это созданная изобретателем Чудаковым «машина времени» устремляется в будущее.
Вот с конвейера завода сходят первые отечественные тракторы. Открываются шлюзы Беломорско-Балтийского канала. Мчатся поезда метрополитена. Расцветают огни салюта Победы. Мелькают даты, проносятся годы. Раздался взрыв - и «машина времени» улетает дальше, выбрасывая Победоносикова и его приспешников... Пустеет сцена. Победоносиков остается один, оглушенный, раздавленный, «перееханный временем». Словно очнувшись, он спрашивает: «...что вы этим хотели сказать, - что я и вроде не нужны для коммунизма?!» А из синеватого сумрака во всю высоту и ширину сцены встает огромным видением портрет Маяковского, яростного, негодующего, беспощадного. Победоносиков, серенький и невзрачный, корчится под гневным и презрительным взглядом поэта...
Так заканчивается спектакль «Баня», поставленный Московским театром сатиры.
Пьеса «Баня» написана В. Маяковским в 1929 году. Она как бы подводит итог сатирическим произведениям великого поэта.
«Политическая идея, - говорил сам Маяковский о пьесе, - борьба с узостью, с делячеством, с бюрократизмом, за героизм, за темп, за социалистические перспективы».
Стремительно развертывается действие спектакля. Его успех на сцене Театра сатиры во многом объясняется тем, что режиссерам и актерам удалось создать яркие образы положительных героев - молодых рабочих.
Волевым и страстным, постоянно творчески взволнованным и горячо увлеченным своим изобретением предстает перед нами Чудаков в исполнении Д. Дубова.
С первой же картины покоряет зрителей и молодой артист Б. Рунге, играющий «легкого кавалериста» Велосипедкина. Многие из сидящих в зале, возможно, уже и не помнят, что такое «легкая кавалерия». Но вот появляется Велосипедкин в красном свитере, в кепке, лихо заломленной на затылок, и мы понимаем, что это комсомолец с боевым задором, человек крепкого характера и ясной мысли, готовый «жрать чиновников и выплевывать пуговицы», проталкивая важное изобретение.
Таковы и его друзья: Фоскин (В. Бомбенков), Двойкин (Л. Берлин) и Тройкин (А. Котовщиков).
Порой благодаря мастерству актера маленькая, незаметная на первый взгляд роль вдруг освещается новым светом. Молодой актрисе Г. Кожакиной удалось создать волнующий, запоминающийся образ машинистки Ундертон. Мы и не представляли себе, что она может быть так трогательно мила, так естественна и обаятельна в своей простоте. Ундертон подкупает нас не только искренностью, но и большой жаждой увидеть «хоть краешком» будущее.
Важная роль в спектакле принадлежит посланнице будущего - Фосфорической женщине. Фосфорическая женщина является в самый напряженный момент действия. Она должна отобрать лучших людей для переброски их в 2030 год. Перед молодой актрисой Ниной Архиповой встала грудная задача: как решить этот образ? Каким должен быть человек будущего?
Привычное представление о женщине-коммунистке «в кожаной куртке», о женщине - ораторе и бойце, которую мы нередко встречали в наших пьесах, мешало сразу понять все особенности этого образа. И лишь глубоко вдумавшись в содержание пьесы, актриса поняла, что ее героиня - это, прежде всего женщина, счастливая, умная, духовно чистая, мягкая и человечная. Такой ее и играет Архипова.
- Товарищи! - обращается Фосфорическая женщина к зрительному залу - ... Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, - радость работать...неутомимость изобретать... гордость человечностью. Удесятерим и продолжим пятилетние шаги!...
Верная, глубоко реалистическая трактовка этого образа помогла театру правильно истолковать важнейшую тему спектакля - тему будущего.
Значительная роль в решении этой темы принадлежит «машине времени». В спектакле это не только фантастическое изобретение Чудакова, но и важное средство раскрытия идейного содержания пьесы. Мы наглядно ощущаем живую связь между нашим прошлым, нынешним днем и коммунистическим завтра.
Кадры документальной кинохроники, органически вошедшие в спектакль, показывают героический путь, пройденный советским народом, подчеркивают величие наших дел, нашего мирного строительства. Поистине трудно найти более впечатляющее и вместе с тем более простое решение темы «летящего времени»! Этому способствует и музыка В. Мурадели, создающая атмосферу веселой праздничности в спектакле.
«Будущее не придет само, если не примем мер», - писал Маяковский в стихотворении «Выволакивайте будущее». Борьба за коммунистическое будущее - вот главная идейная линия спектакля.
Театр не сглаживает остроты, трудностей борьбы с бюрократами. Показывая их отвратительную сущность, возбуждая у зрителей справедливое чувство гнева к ним, спектакль призывает беспощадно и решительно искоренять бюрократизм, зовет на борьбу с ним.
Продолжая традиции Гоголя и Щедрина, Маяковский разил грозным оружием сатиры все окостеневшее и отмирающее, все, что тормозило наше движение вперед.
Маяковский сумел в каждом персонаже «Бани» подчеркнуть основное.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.