Вот шкурка с черным густым мехом. Ее МЯГКИЙ, нежный ворс трудно ОТЛИЧИТЬ от меха морского котика, хотя зверек, с которого снята эта шкурка, и близко не бывал у моря. Год тому назад он, наверное, прыгал в вольерах какого-нибудь подмосковного колхоза или совхоза и мирно грыз кочан капусты. Это был самый обыкновенный кролик.
Как же шкурка простого кролика превратилась в мех морского котика?
Много лет работают сотрудники Научно-исследовательского института меховой промышленности над тем, чтобы обычный мех по качеству ничем не уступал настоящему котику. Они стараются сделать его еще более красивым, прочным, или, как здесь говорят, более носким.
В лаборатории крашения на столе лежат груды меха. Вот чернобурка. Ворс ее отливает благородным серебром, мех мягкий, легкий.
- А вот как она выглядела в первоначальном виде, - говорит заведующий лабораторией И. Чацкий, доставая из шкафа шкурку обычной рыжей лисички.
Оказывается, мех рыжей лисицы был обработан специальными химическими препаратами. Сначала шкурку сделали белой, как снег, «отбелили»; затем окрасили в черный цвет пуховой волос, тот, что составляет основу меха, а после этих процедур лаборантки, вооруженные гусиными перьями, осторожно «посеребрили» длинные «верховые» ворсинки, потом мех хорошо просушили и тщательно расчесали. Так огневка стала модной чернобуркой.
Такие же сложные метаморфозы претерпевают в лаборатории шкурки сурка, кролика и даже простая овчина. Они становятся похожими на котика, выхухоля, норку.
Еще недавно массовый выпуск такой продукции был затруднен, так как красить меха приходилось вручную. В этом году процесс крашения механизируется. На Казанском и Ростокинском меховых комбинатах уже внедряются в производство специальные аэрографные машины, созданные работниками института. При помощи машин можно быстро наносить стойкую, прочную краску на меха.
В институте, не только «облагораживают» мех, но придают ему и большую прочность. Некоторые зверьки, например, водяная крыса, имеют красивую шкурку, но ее кожа очень непрочна. Работники института изобрели специальный клей, которым можно наклеить шкурку на крепкую ткань.
Кандидат технических наук К. Мешков и старший научный сотрудник института В. Фридман решили использовать ультразвук в меховой промышленности. Известно, что ультразвук, распространяясь в упругой среде, приводит в энергичное движение микрослои этой среды и интенсивно перемешивает их: в результате такого не видимого для глаза «взбалтывания» значительно ускоряются многие химические процессы.
Снабдив высокочастотным электровибратором сосуды, в которых производится обработка и крашение меха, сотрудники института значительно сократили процесс обработки, улучшилось и качество меха. После удачных экспериментов в лаборатории решено создать «звуковой» конвейер на одной из меховых фабрик страны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.