В ноябре 1861 года на музыкальный вечер к М. А. Балакиреву кто-то привел высокого, худощавого юношу в морской форме. Это был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Здесь, на вечере, он познакомился с Модестом Петровичем Мусоргским. Оба они тогда были еще только начинающими композиторами.
В их творческом росте большую роль сыграл Балакирев. Он был для них «советчик, и цензор, и редактор, и учитель». Много лет спустя Римский-Корсаков вспоминал: «Я бывал у Балакирева каждую субботу и ждал этого вечера, как праздника».
На этих собраниях, вылившихся несколько позднее в знаменитое содружество передовых русских музыкантов, названное В. Стасовым «могучей кучкой», впервые прозвучали отрывки из музыки к «Царю Эдипу» Мусоргского и фрагменты из Первой симфонии Римского-Корсакова.
В 1862 году Римский-Корсаков отбыл в трехлетнее плаванье на клипере «Алмаз». Когда он вернулся в Петербург, вся «могучая кучка» была в оборе: к тому времени в этот пружок вошел Александр Порфирьевич Бородин.
В 60-х годах молодые композиторы создали свои первые произведения: Мусоргский - отрывки из оперы «Саламбо», первый акт оперы «Женитьба», симфоническую фантазию «Ночь на Лысой горе», хоры и сатирические романсы; Римский-Корсаков - Первую симфонию, симфоническую картину «Садко», Вторую симфонию и романсы.
Композиторы часто встречались или переписывались, советовались. Именно Мусоргский предложил Римскому-Корсакову написать симфоническую пьесу на сюжет былины о Садко.
Дружба Римского-Корсакова и Мусоргского - редкий пример творческого содружества композиторов, совместного роста и формирования двух выдающихся талантов. Прислушиваясь к музыке товарища, каждый находил в другом то, чего самому недоставало.
Римский-Корсаков - лирик по натуре, он тяготел к музыкальной живописи, картинности. Творчество его можно отнести к тому направлению в русской музыке, которое было начато Глинной в опере «Руслан и Людмила» и которое принято называть эпическим.
Мусоргский - прирожденный драматург, художник-психолог, искавший в музыке, прежде всего, яркую, образную характеристику отдельного персонажа или группы людей.
Первая опера Римского-Корсакова, «Псковитянка», была начата под прямым воздействием Мусоргского, который к тому времени (конец 60-я годов) завершал «Бориса Годунова».
На несомненную близость этих опер указывалось не раз. Обе они написаны в жанре исторической драмы. Сходны также трактовки их сюжетов. Массовые народные сцены «Псковитянки» перекликаются с народными сценами «Бориса Годунова».
В период работы над этими операми композиторы жили в одной квартире.
«Наше житье с Модестом, - писал Римский-Корсаков, - было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем... В эту осень и зиму (зима 1871 - 1872 годов. - А. М.) мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину «Под Кромами». Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку».
Знаменательно, что при всем своеобразии дарований Мусоргского и Римского-Корсакова в их творчестве обнаруживается немало родственных черт. «Корсаковское» мы слышим в отдельных лирических романсах Мусоргского, в эпизодах из его опер: сцена у фонтана («Борис Годунов»), танцы персидок («Хованщина»), думка Параси («Сорочинская ярмарка»). Влияние Мусоргского проявляется в драматургическом построении некоторых оперных сцен Римского-Корсакова, в яркой образности отдельных музыкальных характеристик.
Все это, конечно, не умаляет глубокой индивидуальности каждого композитора, а лишь подчеркивает благотворность их творческого содружества.
28 марта 1881 года скончался Мусоргский. Он оставил много неоконченных произведений, в том числе оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Римский-Корсаков счел своим долгом оставить все свои дела и привести в порядок творческое наследие Мусоргского. «В течение следующих за тем полутора или двух лет тянулась моя работа над сочинениями покойного друга», - писал композитор.
Не случайно, когда в 1896 году после долгого перерыва был исполнен «Борис Годунов» (в новой редакции Римского-Корсакова) и опера начала свое триумфальное шествие по театрам всего мира, В. Стасов, обнимая композитора после спектакля, взволнованно воскликнул: «Да ведь это настоящий подвиг!»
Римский-Корсаков не только проделал большую работу над творческим наследием Мусоргского. Он продолжил и развил его сатирические традиции, перенеся их из камерного вокального жанра в оперу. Так, им были созданы оперы «Сказка о царе Салтане», «Кашей бессмертный» и «Золотой петушок» - острый памфлет, бичующий царский строй.
Примеров такой же искренней, бескорыстной дружбы, какая связывала Мусоргского и Римского-Корсакова, немало в русском искусстве. Глинка давал темы для произведений Даргомыжскому и Балакиреву, а они, в свою очередь, словом и делом помогали молодым композиторам. А как щедр на помощь, на дружеский совет был Стасов! Поистине, чуть не половина классических произведений русской музыки была буквально выпестована или подсказана им.
В истории русского искусства имена Мусоргского и Римского-Корсакова стоят на почетных местах. Эти люди, составляющие гордость и славу отечественной музыки, жили и работали рядом, и залогом их творческих успехов была большая, горячая дружба, щедрая на прямую, справедливую критику и на похвалу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.