Грозное оружие

О Куденко| опубликовано в номере №645, апрель 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Основное в образе главначпупса Победоносикова - самодура, упивающегося своим «величием», обывателя «с длиннющим подчищенным стажем» - это его бюрократическая сущность. Исполнителю роли Победоносикова народному артисту Таджикской ССР Г. Менглету, однако, не всегда удается передать это. У него порой не хватает той напыщенной сановности, того пустого глубокомыслия, той парадности, которой отличается Победоносиков.

С каким величественным пренебрежением к «простым смертным», с каким отвратительным самолюбованием и лицемерием должен был бы произнести Победоносиков свою тираду: «Я в колхоз не поеду. То есть поеду к лету, когда все едут на дачу. Подумаешь - колхоз!... Двадцать пять тысяч послали и пусть возятся. Мое дело - общий инструктаж. Я незаменимый спец самого центрального масштаба».

Режиссура правильно поступила, включив этот отрывок из вариантов пьесы в окончательный текст спектакля, но актер, к сожалению, не сумел найти в этой сцене необходимых красок.

Вот ничем не пробиваемый бюрократ Олтимистенко. «Он гладкий и полированный, как дачный шар. На его зеркальной чистоте только начальство отражается, и то вверх ногами». Заслуженный артист РСФСР В. Лепке, исполняющий роль Олтимистенко, нашел множество незначительных на первый взгляд, но в то же время очень выразительных деталей, ярко рисующих этот образ.

Преувеличение и заострение отдельных черт в характерах отрицательных персонажей еще больше помогает раскрыть сущность образа. Внимание привлекают и Мистер Понт Кич (заслуженный артист РСФСР Д. Кара-Дмитриев), коллекционер марок, который «очень, очень интересуется химическими заводами, авиацией и вообще искусством»; и Мадам Мезальянсова, поклонница всего иностранного (заслуженная артистка РСФСР Н. Слонова); и едва ли не самый омерзительный тип, приспособленец, сотрудник «дореволюционной и пореволюционной прессы, революционная только как-то выпала!» - репортер Моментальников (Ф. Димант).

«Сделать агитацию, пропаганду, тенденцию - живой, - в этом трудность и смысл сегодняшнего театра», - говорил В. Маяковский.

Творческому коллективу театра удалось успешно выполнить эту задачу.

С неослабевающим вниманием следят зрители за живым, остроумным спектаклем. Большая заслуга в этом принадлежит постановщикам - народному артисту РСФСР Н. Петрову, В. Плучеку, заслуженному деятелю искусств РСФСР С. Юткевичу. С. Юткевич выступает в спектакле не только как один из режиссеров, но и как автор художественного оформления, которое очень близко работам Маяковского-художника и соответствует самому духу его драматургии.

Спектакль «Баня» в Московском театре сатиры - большая победа советского искусства. Когда на сцене появляется портрет Маяковского, буря оваций прокатывается по залу, и кажется, вновь и вновь звучат призывные слова «Марша времени»:

Шагай, страна, быстрей, моя, -

Коммуна у ворот!

Вперед, время!

Время, вперед!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены