Во весь голос, обращаясь к потомкам, Маяковский назвал строки своих стихов «старым, но грозным оружием». Это выражение - никак не метафора: это - деловое и точное определение поэзии Маяковского.
Писать стихи для Маяковского значило беспощадно сражаться с врагами. Быть советским поэтом означало для него в боевом вооружении стоять на посту, охраняя интересы своей социалистической родины.
«... Было бы смешно и глупо закрывать глаза на факт капиталистического окружения и думать, что наши внешние враги, например, фашисты не попытаются при случае произвести на СССР военное нападение. Так могут думать только слепые бахвалы или скрытые враги, желающие усыпить народ», - так писал товарищ Сталин, отвечая комсомольцу Иванову. Эти великие слова можно было бы поставить эпиграфом к творчеству Маяковского.
О врагах Маяковский не забывал никогда. Неустанно говорил он о том, что наш Союз окружен враждебными государствами, создавал замечательные оборонные стихи и песни. Зло, ядовито высмеивал Маяковский поэтов, предавшихся безмятежному «отдыху» под «мирным - мирным небосклоном»:
«В гущу
ваших роздыхов
под цветочки,
на реку,
Заграничным воздухом
не доносит гарьку?
Или за любовной блажью не видать
угрозу вражью?»
Всю энергию, опыт, зоркость ума, весь гнев и уменье Маяковский отдал на то, чтобы своими, поэту доступными средствами нащупать, выявить врага и всех тех, кто вольно или невольно может ему способствовать.
Каждый жизненный случай раскрывался Маяковским как акт борьбы новой жизни с дрянью, старьем. Каждую мелочь Маяковский соразмерял с «огромной поставленной целью», с коммунизмом. Так, коротенькое сообщение «Комсомольской правды» о тяготении комсомольцев к «светской» жизни на западный манер и маленькая заметка о самоубийстве девушки послужили толчком для создания замечательного стихотворения о новой, коммунистической морали. Маяковский первый в поэзии заговорил о «чистоплотности отношений наших и любовных дел».
Но с друзьями даже об очень серьезных их ошибках Маяковский говорил тепло, сквозь кажущуюся грубость - нежно, как старший товарищ.
Иное дело с врагами и пособниками врагов! С теми, кто олицетворял отвратительные черты буржуазного общества, со шкурниками, рвачами, эгоистами, с шовинистами и бюрократами, с лгунами и трусами Маяковский боролся беспощадно. Маяковский испепеляющей ненавистью ненавидел дрянь и хлам, загромождающие трудный и радостный путь людей к коммунизму.
Эта ненависть сближает Маяковского с величайшим писателем нашей эпохи - Алексеем Максимовичем Горьким. Горького и Маяковского роднила сила ненависти к прошлому, к врагу, которого надо уничтожать, как бешеного пса, сила любви к подлинному гражданину, к строителю социалистического общества, осуществляющему великое дело Ленина - Сталина.
Во имя этого дела со всей силой своего поэтического таланта сокрушал Маяковский тех, кто олицетворял гнусные пережитки капитализма. Зоркость глаза и меткость удара Маяковского - сатирика поразительны. Плакатно, лаконично и вместе с тем не опуская ни одной характерной подробности, рисовал Маяковский ненавистное ему «мурло мещанина» во всем его мерзком разнообразии.
Вот один из портретов этой галереи, ничтожных, но вредных людишек - «Трус». Трус, который все еще кое - где пресмыкается в «славной смелыми стране»:
«Влип в бумажки парой глаз
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.