Ледоколы

Н Лабковский| опубликовано в номере №304, апрель 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первые попытки человека завоевать Крайний Север относятся к далеким временам, отстоящим от нашей эпохи на тысячелетия. В священных книгах древних индусов и в свитках древних персов упоминается о стране, где зима длится 10 месяцев, а год состоит из одного дня и одной ночи...

Греческий путешественник Пифей в 325 году до нашей эры приблизился к полярному кругу и первый описал «свернувшееся море», в котором нетрудно узнать Северный Ледовитый океан. Это «свернувшееся море», т.е. море, покрытое льдами, всегда было самым страшным препятствием для путешественников, пытавшихся раскрыть тайны Крайнего Севера.

История полярных экспедиций рассказывает о том, что катастрофы, настигавшие смельчаков, отправлявшихся к высоким широтам, всегда имели одну и ту же причину:

не было у людей такого судна, которому нестрашны были бы ледовый плен и удары торосов. Впервые теоретически обосновал возможность хождения во льдах морской инженер Р. И. Рунеберг. Он попытался доказать, что плавание во льдах - не утопия, и разработал расчет ломки льда. Работа Рунеберга не прошла бесследно, хотя практических результатов она не дала.

В 90 - х годах прошлого столетия русский вице - адмирал С. О. Макаров после многих опытов и вычислений пришел к заключению, что для путешествия во льдах нужен корабль гигантской величины, весь обшитый стальной броней. Корпус этого судна должен быть глиптической формы, подводная часть - не острой, а яйцеобразной. При встрече с непроходимыми льдами этот корабль будет взбираться на лед и тяжестью своею его продавливать. Такому судну не будут страшны и сжатия льдов. Лед, сжимаясь, поднимет корабль и под его тяжестью превратится в крошево. Эти мысли Макаров изложил в докладе и вместе с детально разработанным проектом ледокола представил этот доклад в 1897 году в Академию наук и Русское географическое общество.

Быть может, проект и был бы принят благосклонно, если бы в биографии вице - адмирала не было одной неприятной для царских чиновников подробности: вице - адмирал Макаров выбился «в люди» из низов. Макарову отказали в помощи. И только когда он обратился к сибирскому купечеству и убедил купцов в прибыльности предприятия, те развязали тугие мошны. Тогда и правительство согласилось ассигновать часть средств на постройку пробного ледокола.

Первый ледокол был построен фирмой «Армстронг и Витворд» по чертежам и под руководством Макарова. Ледокол назвали «Ермак». В 1899 году он совершил первое пробное плавание в полярных льдах Шпицбергена. Этот и последующие ледовые походы «Ермака» убедили Макарова в необходимости некоторых конструктивных изменений: так, передний винт оказался лишним, и его сняли.

В 1904 году, в русско - японскую войну, адмирал Макаров погиб во время взрыва броненосца «Петропавловск». Его идея, которую современники считали скомпрометированной, дала свои плоды лишь много лет спустя после его смерти.

В 1905 году ледокол «Ермак» сел на каменную банку невдалеке от острова Вайгач. С тяжелыми повреждениями он был доставлен в Кронштадт, где и находился почти 20 лет в качестве единственного ледокола Ленинградского торгового флота. И лишь в 1934 году, после того как судостроители балтийского завода решили омолодить «дедушку ледокольного флота», он вновь появился в просторах Арктики.

За это время русский ледокольный флот обогатился новыми судами: ледоколом «Красин», того же тоннажа, что «Ермак», но еще большей мощности, ледорезом «Литке», ледокольными пароходами «Малыгин»., «Сибиряков» и многими другими менее мощными судами.

Ни в одной стране нет такого мощного ледокольного флота, как в Советском Союзе. Один из самых сильных германских ледоколов, «Эйбергер - III», имеет в длину 44 метра, мощность его машин равна 1200 лошадиных сил. Советский ледокол «Красин» имеет в длину 97 метров и 3 машины мощностью в 10 тысяч лошадиных сил.

Своими смелыми экспедициями в глубь полярных льдов советские суда покрыли себя неувядаемой славой. Блестящие плавания «Красина», «Малыгина», «Сибирякова», «Литке», «Садко» положили конец последним сомнениям в целесообразности применения ледоколов. Весь мир восхищался героическими операциями ледоколов «Таймыр» и «Мурман» по снятию с дрейфующей льдины папанинцев.

«Ермаку» в нынешнем году исполняется 40 лет. Он блестяще провел в 1934 году операцию в Карском море и вторую Ленскую экспедицию. И хотя он носит почетное звание «дедушки ледокольного флота», это не значит, что ему пора на покой. На «Ермака» вернулись к родным берегам герои - папанинцы.

В освоении Арктики ледокольный флот незаменим. Советские ледоколы ведут большую научно - исследовательскую работу, изучают северные моря, проводят караваны торговых судов по великому северному морскому пути, покоряют Арктику. Работа все увеличивается. И вот уже назрел вопрос о постройке в Советском Союзе новых, сверхмощных ледоколов...

В прошлом году на судостроительных заводах были заложены четыре гигантских ледокола. Два из них: «Иосиф Сталин» и «Лазарь Каганович» - уже спущены на воду. Первый строился в Ленинграде, на балтийском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе, второй - в городе Николаеве, на заводе имени Андре Марти.

Флагманом ледокольного флота будет сверхмощный ледокол «Иосиф Сталин». Это - не только самое мощное, но и самое комфортабельное в мире арктическое судно. В новом ледоколе можно при желании увидеть родовые черты его прадеда «Ермака», но по своей конструкции, размерам, мощности машин новый ледокол ни с чем несравним.

Два слоя специальной «ледовой» стали толщиной в 50 миллиметров опоясывают судно. Этим бортам не будут страшны никакие льды. Гигант, которому суждено стать покорителем Арктики, имеет в длину 106 метров, в ширину - 23 метра. Его водоизмещение - 11 тысяч тонн.

На новых советских судах давно уже нет общих кубриков для команды. Однако столь комфортабельных кают для рядовых членов команды, как на этом корабле, нет ни на каком другом.

Электрическая кухня, рефрижераторы для хранения продуктов, маленький механизированный хлебный завод обеспечат участников экспедиций всем необходимым во время арктических плаваний.

К услугам мореплавателей механическая прачечная, бани, души, ванные комнаты, большие приспособленные для индивидуальной работы библиотеки, лаборатории для научных работ, звуковое кино, радиотрансляционные узлы. В радиорубках новых ледоколов будут размещены коротковолновые и длинноволновые радиостанции. На каких бы широтах ни находились суда, они смогут переговариваться со всем миром.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о судьбе несчастного царевича Алексея Петровича, о жизни и творчестве  писателя и инженера-кораблестроителя Евгения Замятина, о трагедии Петра Лещенко – певца, чья слава в свое время гремела по всему миру, о великом Франсуа Аруэ, именовавшем себя Вольтером, кем восхищались и чьей дружбы искали самые могущественные государи, новый детектив Варвары Клюевой «Черный ангел» и многое другое.



Виджет Архива Смены