Грозное оружие

Ю Нейман| опубликовано в номере №304, апрель 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

немедля приписал он своему уму,

почел пожизненной наградой за таланты.

Со всякой массою такой порвал давно.

Хоть политический, но капиталец - нажит.

И кажется ему, что навсегда дано

Ему над всеми «володеть и княжить».

С тех пор как написаны эти стихи, прошло десять лет. Многое изменилось за эти годы. Вое ярче светит над нашей страной солнце социализма, с огромной силой выкорчевываются пережитки капитализма в сознании людей. Но можно ли сказать, что они исчезли совершенно и что эти стихи Маяковского устарели?

Нет, этого сказать нельзя. Разве перестраховщики, исключавшие из партии и комсомола сотни ни в чем неповинных людей, не напоминают тех бюрократов, которых клеймил Маяковский? Разве не за спинами «помпадуров» и подхалимов, не с прямой их помощью велась кое - где подрывная работа врага? Наконец, разве процесс антисоветского «право - троцкистского блока» не показал, как лютые враги народа использовали в своей борьбе против нас такие пережитки капитализма в сознании людей, как бытовую распущенность, мерзкое честолюбие, обывательскую трусость, гнусное подхалимство и т. д.?

Всем своим существом Маяковский знал, что беззаветное служение делу коммунизма требует творческого напряжения всех человеческих сил, постоянного контроля над собой, своими мыслями, чувствами, волей, над своим отношением к людям и общему делу. Не чиновничьей добросовестности, а творческого горения требовал Маяковский от человека, от гражданина советского государства, не показной «Нравственности», но подлинной внутренней чистоты, огромной любви к делу партии и пламенной ненависти к ее врагам.

Именно поэтому стрелы его бичующей сатиры беспощадно разили советских Молчалиных, тех, кого поэт язвительно называл «молодыми приспособленными людьми», тех, кто не горят на работе, а служат «безмятежно и узколобо», навсегда покончив с мыслями о коммунизме.

Маяковский ненавидел и презирал чиновников, занимавшихся «строительством социализма» от 9 до 4 часов. Двуличие, деление жизни на две части: на «мое», частное, домашнее, и показное, «служебное» - было ему чуждо и омерзительно.

Нет возможности в короткой статье перечислить персонажи сатир Маяковского. Достаточно сказать, что нет такой разновидности советского мещанина, нет такого сорта человеческой «дряни», которая не была бы обожжена ударом огненных «слов - бичей». Под этот удар попали трусы, карьеристы, подхалимы, клеветники, сплетники, врали и «любители затруднений». Эти удары сокрушали злобных врагов нашего народа: диверсанта, вредителя, кулака, сектантского проповедника.

Большая часть сатир Маяковского писалась в 1928 - 1929 годах, когда еще не было разгромлено и ликвидировано как класс кулачество и страна наша только шла по пути индустриализации к социализму. С тех пор прошло 10 лет, годы двух сталинских пятилеток. Советский народ под руководством партии Ленина - Сталина в жестокой борьбе с врагами построил в основном социалистическое общество. Но наша великая социалистическая родина окружена капиталистическими государствами. У нас сохранились еще остатки враждебных классов, остатки разгромленных партией антисоветских троцкистско - бухаринских вредительских групп, которые выступают как шпионская агентура иностранных разведок.

Вот почему боевая поэзия Маяковского так близка сердцу каждого гражданина нашей страны. Вот почему пример Маяковского должен стоять перед каждым работником литературы в наши дни, когда «...нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая «случайность» и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох...» (Сталин).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены