Грозное оружие

Ю Нейман| опубликовано в номере №304, апрель 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

Во весь голос, обращаясь к потомкам, Маяковский назвал строки своих стихов «старым, но грозным оружием». Это выражение - никак не метафора: это - деловое и точное определение поэзии Маяковского.

Писать стихи для Маяковского значило беспощадно сражаться с врагами. Быть советским поэтом означало для него в боевом вооружении стоять на посту, охраняя интересы своей социалистической родины.

«... Было бы смешно и глупо закрывать глаза на факт капиталистического окружения и думать, что наши внешние враги, например, фашисты не попытаются при случае произвести на СССР военное нападение. Так могут думать только слепые бахвалы или скрытые враги, желающие усыпить народ», - так писал товарищ Сталин, отвечая комсомольцу Иванову. Эти великие слова можно было бы поставить эпиграфом к творчеству Маяковского.

О врагах Маяковский не забывал никогда. Неустанно говорил он о том, что наш Союз окружен враждебными государствами, создавал замечательные оборонные стихи и песни. Зло, ядовито высмеивал Маяковский поэтов, предавшихся безмятежному «отдыху» под «мирным - мирным небосклоном»:

«В гущу

ваших роздыхов

под цветочки,

на реку,

Заграничным воздухом

не доносит гарьку?

Или за любовной блажью не видать

угрозу вражью?»

Всю энергию, опыт, зоркость ума, весь гнев и уменье Маяковский отдал на то, чтобы своими, поэту доступными средствами нащупать, выявить врага и всех тех, кто вольно или невольно может ему способствовать.

Каждый жизненный случай раскрывался Маяковским как акт борьбы новой жизни с дрянью, старьем. Каждую мелочь Маяковский соразмерял с «огромной поставленной целью», с коммунизмом. Так, коротенькое сообщение «Комсомольской правды» о тяготении комсомольцев к «светской» жизни на западный манер и маленькая заметка о самоубийстве девушки послужили толчком для создания замечательного стихотворения о новой, коммунистической морали. Маяковский первый в поэзии заговорил о «чистоплотности отношений наших и любовных дел».

Но с друзьями даже об очень серьезных их ошибках Маяковский говорил тепло, сквозь кажущуюся грубость - нежно, как старший товарищ.

Иное дело с врагами и пособниками врагов! С теми, кто олицетворял отвратительные черты буржуазного общества, со шкурниками, рвачами, эгоистами, с шовинистами и бюрократами, с лгунами и трусами Маяковский боролся беспощадно. Маяковский испепеляющей ненавистью ненавидел дрянь и хлам, загромождающие трудный и радостный путь людей к коммунизму.

Эта ненависть сближает Маяковского с величайшим писателем нашей эпохи - Алексеем Максимовичем Горьким. Горького и Маяковского роднила сила ненависти к прошлому, к врагу, которого надо уничтожать, как бешеного пса, сила любви к подлинному гражданину, к строителю социалистического общества, осуществляющему великое дело Ленина - Сталина.

Во имя этого дела со всей силой своего поэтического таланта сокрушал Маяковский тех, кто олицетворял гнусные пережитки капитализма. Зоркость глаза и меткость удара Маяковского - сатирика поразительны. Плакатно, лаконично и вместе с тем не опуская ни одной характерной подробности, рисовал Маяковский ненавистное ему «мурло мещанина» во всем его мерзком разнообразии.

Вот один из портретов этой галереи, ничтожных, но вредных людишек - «Трус». Трус, который все еще кое - где пресмыкается в «славной смелыми стране»:

«Влип в бумажки парой глаз

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены