В одном из госпиталей северного советского города я познакомился с молодым английским подводником - помощником командира подводной лодки. Сопровождая караван судов, везущих вооружение для Красной Армии, подводная лодка приняла смелый бой с фашистскими кораблями. В этом бою ной новый знакомый, находившийся на мистике, был тяжело ранен в ногу осколками немецкого снаряда.
Английский подводник рассказал мне много различных эпизодов из повседневной боевой деятельности британского флота, очевидцем которых он был. И записал эти его рассказы для читателей «Смены», сознательно опуская в них фамилии действующих лиц и частично места действия, чтобы не повредить нашей общей борьбе за справедливое дело.
Мы возвращались после патрулирования к шотландским берегам. Они уже показались на горизонте, в серой дымке прибрежного тумана. Намного поодаль шел, по-видимому в Глазго, караван английских судов, сопровождаемый самолетом. Снижаясь, самолет дал нам опознавательные сигналы. Мы ответили. Самолет был своим, английским, - помахав крыльями, он вежливо распрощался с нами и скрылся в большой свинцовой туче, которая уже долгое время сопровождала нас домой.
Не прошло я трех минут, как гул мотора снова послышался над лодкой, и из той же самой свинцовой тучи вылетел самолет. Теперь только он шел на большей высоте, чем прежде; и я, будучи уверен, что это все тот же, патрульный самолет соседнего каравана, сперва даже не обратил на него внимания. Но потом его назойливый гул заставил меня для «очистки совести» отдать приказ сигнальщику, чтобы тот повторил самолету наши познавательные. Самолет не отвечал.
- Дай еще, - сказал я.
Сигналист послал наперерез самолету одну за другой четыре ракеты. Они ярко перечертили мглистое небо, и не видеть их пилот не мог. Но он не ответил, а вместо этого перешел э пике, целясь как раз в нашу субмарину.
- Что за глупые шутки! - выкрикнул я, но в то же мгновение увидел свастику на крыльях самолета.
Это оказался «Хейнкел-III», сразу открывший огонь аз всех своих пулеметов. «Хейнкель» бил в нас метров с тридцати, в упор, и я сразу нажал клаксон погружения. Когда сигнал уже был дан, я сообразил. что если самолет обстреливает нас из пулеметов, то, наверное, бомб у него с собой нет. Повидимому, он возвращался после бомбежки, и тут мы ему попались на глаза. Я нажал клаксон вторично, отменяя первую команду, оставляя лодку на поверхности, а сам бросился к пулемету, и мои вахтенные - тоже.
Так начался поединок нашей лодки с бродячим «Хейнкелем».
Увидев, что навстречу ему летят трассирующие пули, что встречаем мы его не очень радушно, фашистский пилот малость попятился и повел огонь с дальней дистанции. Пули его все же ложились близко. Мы видели, как позади и перед самым носом субмарины взлетают острые фонтанчики воды.
Пула стучат по палубе, дырявят в двух местах мой пулемет «Люйс».
- Патроны все! - крикнул мне с кормы сигнальщик.
Да а у меня в диске они кончались. И я нажал клаксон погружения. Спускаясь в люк, я видел, что «Хейнкель- III», должно быть не от хорошей жнешь, уходит в тучу.
Мы выплыли на поверхность через пять минут и видим, что самолет, как бы стараясь нарочно поспеть к нашему появлению, вынырнул из мрачной, свинцовой тучи. И в ту же минуту вдали послышался шум Другого самолета. Заметив наш поединок с «Хейнкелем-III», с берега выпустили нам на подмогу быстрого и юркого «Спитфайера». Легче нам сразу стало.
«Так, - думаем, - если наши пули тебя не доканали, то «Спитфайер» обязательно тебя накроет».
А тот, словно читая наши мысли, мчится вовсю за самолетом, вынырнувшим из тучи, и уже пристроился ему в хвост. Мы застыли, и каждый думал: «Вот сейчас объятый пламенем «Хейнкель» зароется в холодную воду».
Но что такое? «Спитфайер» вдруг ни с того, ни с сего отваливает и, довольно некстати помахав крыльями, уходит, не приняв боя, к родным берегам. Или у него нет патронов? А может, он ждет подлюгу?
Самолет из той же тучи опускается все ниже, и мы вдруг видим, что это старый наш знакомый самолет, с которым мы вежливо обменялись опознавательными! сигналами еще до неожиданной встречи с немецким бандитом. После этого случая мы еще больше поняли, что даже самая маленькая тучка может быть одинаково гостеприимна как для нашего, так н для вражеского самолета я доверять ей никак нельзя.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.