Горячие магистрали севера

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1314, февраль 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Вы сказали, что в Западной Сибири пришлось применять и новые методы организации работ. Наш журнал уже писал о комсомольско-молодежных строительных управлениях и трестах, впервые родившихся именно на этой земле, и о комплектно-блочном строительстве, впервые внедренном здесь. Какие организационные новинки можно ждать здесь в будущем?

— Сейчас мы приступили к осуществлению проекта, в котором как бы сконцентрированы сразу и экономические, и социальные, и организационные аспекты. По своим масштабам он столь грандиозен, что не может быть сравним ни с одной новинкой прежних лет. Суть дела в следующем. В текущей пятилетке мы должны проложить с Тюменского Севера в Центр и на Запад европейской части страны пять сверхмощных газопроводов. Эта стройка не имеет аналогов в мировой практике не только по своим размерам, но и по срочности. Впервые поставлена задача – в год пуска выводить каждый газопровод на проектную мощность. Обычно разрыв между этими моментами достигал трех и более лет. Впервые в мире многониточная система гигантских трансконтинентальных магистралей будет сооружаться в так называемом едином технологическом коридоре. В ближайшие четыре года пять новых магистралей пролягут рядом с двумя, построенными ранее. Полное сооружение такого энергетического коридора выйдет за пределы одиннадцатой пятилетки и охватит весь период до 1990 года. Со временем только по нему одному будет транспортироваться столько газа, сколько его добывала страна в конце десятой пятилетки.

Невозможно переоценить экономическую эффективность этого проекта и его влияние на рост валового национального продукта. Но мне сейчас хотелось бы сказать о другом. Система параллельно идущих ниток позволит создать вдоль всей магистрали ряд постоянных комфортабельных поселков трубопроводостроителей. Расстояние между поселками будет соответствовать объему работ расположенного там строительного подразделения. Теперь ему не нужно будет со всеми своими вагончиками двигаться вдоль трассы. За подразделением закреплен определенный участок коридора. Закончилось сооружение одной нитки, переходи на вторую, потом – на третью и так далее. Трассовики будут вести более оседлый образ жизни, постоянно находиться в одной климатической зоне, что благотворно скажется и на работе и на условиях жизни, быта.

— Ни одна предыдущая новостройка Западной Сибири не обходилась без активного участия комсомола. Строительство новых магистралей станет следующим этапом комсомольского шефства?

— Центральный Комитет ВЛКСМ постановил направить на сооружение газотранспортной системы более восьми тысяч добровольцев. Ежегодно в строительстве магистралей будут участвовать студенческие строительные отряды – не менее двенадцати тысяч человек. Кроме того, будет расширяться шефство комсомола над решением инженерно-технических проблем, разработкой новых образцов техники и внедрением новых технологий, прогрессивных методов организации труда, комплексной механизации трудоемких процессов. В таком большом деле хватит работы не только для молодых рук, но и для большого творческого поиска.

Сейчас мы начали внедрять на сооружении трубопроводов еще одну новинку – комплексный технологический поток. Поток – это в известном смысле большая (более четырехсот человек) комплексная хозрасчетная бригада. Она оснащается полным набором машин, необходимых для ведения работ по сооружению магистрали, комплектуется соответствующими специалистами.

Раньше строительство газопроводов осуществлялось специализированными бригадами: одна рыла траншею, другая сваривала трубу, третья изолировала ее, четвертая укладывала и закапывала. И стоило одной запнуться, останавливалась работа и у соседей. В потоке – по существу, это своего рода завод на колесах и гусеницах – все операции – общее дело, общая выработка. За собой он оставляет сваренный, изолированный, укрытый в траншею, словом, полностью готовый к эксплуатации участок трубопровода. Такая организация позволила повысить производительность труда. Есть потоки, которые в сутки прокладывают по километру магистрали. Сто дней – сто километров!

— В энергетическом коридоре пройдет и 4500-километровая магистраль из Уренгоя до Ужгорода? За рубежом договор о ее сооружении, заключенный между СССР и ФРГ и названный «Газ – трубы», считается «сделкой века». Только в ФРГ к участию в проекте привлечено около трехсот фирм. Как с нашей стороны идут работы по реализации этого международного проекта?

— Если коротко: газопровод будет готов раньше, чем предусмотрено контрактом. Он ничем не отличается от других, уже построенных подобных сооружений. Так что у нас есть и опыт и техника – все, что нужно для успешного строительства.

— Кстати, о трубопроводном транспорте. Не могли бы вы рассказать, как можно применить его в отраслях, не связанных непосредственно с нефтью и газом?

— Сначала несколько цифр. В 1960 году на долю железнодорожного транспорта приходилось около восьмидесяти процентов грузооборота страны, на трубопроводный – чуть больше трех. Через двадцать лет доля железных дорог снизилась до 50,4 процента от общего грузооборота, трубопроводный взял на свои плечи почти третью часть грузов. Эта тенденция к структурным изменениям на транспорте сохранится и в будущем. В десятой пятилетке грузооборот только нефтепроводов достиг 1,2 триллиона тонно-километров! В одиннадцатой пятилетке половина прироста грузооборота придется на трубы. Уже сейчас по ним передается более двух третей топлива страны.

Удобство и выгода подземного транспорта в том, что он снижает транспортные издержки, исключает потери продукта, которые случаются при перевозках, повышает надежность, маневренность снабжения, практически полностью устраняет негативное воздействие транспорта на окружающую среду. Все это, естественно, вызвало желание приспособить его и для других видов грузов, а не только для топлива. В конце прошлого года было закончено сооружение аммиакопровода Тольятти – Одесса. Это уникальное инженерное сооружение протяженностью более 2400 километров, способное доставлять ежегодно потребителям в Российской Федерации и на Украине 2,5 миллиона тонн ценных удобрений, – неотъемлемое звено агрохимической части продовольственной программы страны.

По всей магистрали, примерно через каждые 80 километров, построены раздаточные пункты с емкостями, которые будут наполняться из трубопровода. Отсюда аммиак на специальных автомашинах развезут на поля и внесут в почву.

Все сооружение полностью автоматизировано и управляется из двух диспетчерских пунктов, расположенных в Тольятти и Одессе. На самой трассе останутся только обходчики.

Уже работает ряд этано- и этиленопроводов. Вводятся в строй продуктопроводы Оренбург – Казань, Ангарск – Зима.

Большие преимущества даст использование трубопроводов для транспортировки твердых материалов. Выполнен технический проект углепровода из Белова в Новосибирск протяженностью 250 километров и пропускной способностью около трех миллионов тонн в год.

— Уголь будет подаваться в виде пульпы?

— Точнее сказать, пасты. Разработано технико-экономическое обоснование трехсотсеми десятикилометрового трубопровода из Кривого Рога в Донбасс для транспортировки железорудного концентрата. Этот вариант по сравнению с реконструкцией сети железных дорог дает экономию капитальных вложений около 30 миллионов рублей.

Ведутся исследования и проектные разработки, связанные с созданием магистральных углепроводов из Кузбасса на электростанции Урала, Поволжья, Центра, разрабатываются пневмоконтейнерные системы, трубопроводные поточно-контейнерные линии.

Уверен, что рано или поздно этот вид транспорта придет на село. Мы много теряем при перевозке урожая. На осеннюю пору приходится пик сразу нескольких видов работ. Не хватает людей, транспорта. В то же время автомобили простаивают в очередях на элеваторах и приемных пунктах. Потом хлеб отсюда отгружают на мельничные комбинаты, хлебозаводы. Сплошные перегрузки. А ведь трубопровод мог бы весь этот поток взять на себя. По нему можно передавать и зерно и муку. По нему же в обратном направлении, на село, можно было бы подавать удобрения, промышленные и продовольственные товары.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены