– Мне хотелось бы вновь вернуться к проблемам Западной Сибири. Расчеты показывают, что добыча газа в северных районах Тюменской области в будущем может значительно вырасти по сравнению с уровнем, запланированным на конец одиннадцатой пятилетки. С этим потоком топлива, видимо, будет трудно справиться даже сверхмощным магистралям, к строительству которых мы сейчас приступаем. Как будет решаться эта задача?
– Сегодня мы стоим на пороге воплощения в жизнь новых идей. Уже в этой пятилетке нам предстоит перейти к строительству магистралей на 100 – 120 атмосфер. Первый опытный участок под Киевом построен. На нем отрабатывалась технология строительства. Очередь за вторым – в районе Нового Казыма. Затем мы приступим к строительству примерно трехсоткилометрового эксплуатационного участка от Уренгоя, как раз в головной части экспортного газопровода, идущего в Ужгород. Уже решены технические задачи по созданию трубы, выдерживающей такое высокое давление и способной в критических ситуациях локализовать взрыв. Он как бы вязнет в ее многослойной стенке. Институт имени Е. О. Патона разработал многослойную, а институт, возглавляемый академиком Александром Ивановичем Целиковым, – двухслойную. Скоро заводы Выксы, Харцызска и Волжского приступят к их производству.
Когда будет накоплено достаточное количество многослойных труб, мы приступим к строительству магистрали с давлением в 100 – 120 атмосфер.
— Что даст переход на новый класс газопровода?
— При том же диаметре 1420 миллиметров он сможет пропускать на одну треть топлива больше, чем газопровод в 75 атмосфер. Если же транспортировать охлажденный газ, при повышенном давлении мы сможем передать его намного больше.
Новая труба будет несколько тяжелее прежней, и это увеличит общий расход металла. Потребует она и более мощных, а значит, и более дорогих компрессоров и иного оборудования. Зато объем земляных и некоторых других видов работ останется прежним. В целом на единицу доставленного горючего будет истрачено меньше средств, и это сделает новую магистраль высокоэффективной.
В более отдаленной перспективе, видимо, придется передавать по трубам не только западносибирский газ, но выработанный из него метанол, который является и химическим сырьем и моторным топливом одновременно. Это позволит нам при одном и том же диаметре трубы передавать калорий примерно в семь раз больше. Для этого, разумеется, нужно будет построить химические предприятия по выработке метанола. Но сам подход обещает дать большой экономический эффект.
В Западной Сибири свершаются грандиозные дела. Энергетические трассы века зовут молодых.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.