Горячие магистрали севера

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1314, февраль 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Мне хотелось бы вновь вернуться к проблемам Западной Сибири. Расчеты показывают, что добыча газа в северных районах Тюменской области в будущем может значительно вырасти по сравнению с уровнем, запланированным на конец одиннадцатой пятилетки. С этим потоком топлива, видимо, будет трудно справиться даже сверхмощным магистралям, к строительству которых мы сейчас приступаем. Как будет решаться эта задача?

– Сегодня мы стоим на пороге воплощения в жизнь новых идей. Уже в этой пятилетке нам предстоит перейти к строительству магистралей на 100 – 120 атмосфер. Первый опытный участок под Киевом построен. На нем отрабатывалась технология строительства. Очередь за вторым – в районе Нового Казыма. Затем мы приступим к строительству примерно трехсоткилометрового эксплуатационного участка от Уренгоя, как раз в головной части экспортного газопровода, идущего в Ужгород. Уже решены технические задачи по созданию трубы, выдерживающей такое высокое давление и способной в критических ситуациях локализовать взрыв. Он как бы вязнет в ее многослойной стенке. Институт имени Е. О. Патона разработал многослойную, а институт, возглавляемый академиком Александром Ивановичем Целиковым, – двухслойную. Скоро заводы Выксы, Харцызска и Волжского приступят к их производству.

Когда будет накоплено достаточное количество многослойных труб, мы приступим к строительству магистрали с давлением в 100 – 120 атмосфер.

— Что даст переход на новый класс газопровода?

— При том же диаметре 1420 миллиметров он сможет пропускать на одну треть топлива больше, чем газопровод в 75 атмосфер. Если же транспортировать охлажденный газ, при повышенном давлении мы сможем передать его намного больше.

Новая труба будет несколько тяжелее прежней, и это увеличит общий расход металла. Потребует она и более мощных, а значит, и более дорогих компрессоров и иного оборудования. Зато объем земляных и некоторых других видов работ останется прежним. В целом на единицу доставленного горючего будет истрачено меньше средств, и это сделает новую магистраль высокоэффективной.

В более отдаленной перспективе, видимо, придется передавать по трубам не только западносибирский газ, но выработанный из него метанол, который является и химическим сырьем и моторным топливом одновременно. Это позволит нам при одном и том же диаметре трубы передавать калорий примерно в семь раз больше. Для этого, разумеется, нужно будет построить химические предприятия по выработке метанола. Но сам подход обещает дать большой экономический эффект.

В Западной Сибири свершаются грандиозные дела. Энергетические трассы века зовут молодых.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены