Обращаясь к земле

опубликовано в номере №1314, февраль 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы продолжаем нашу новую рубрику и знакомим читателей с творчеством прозаика из Краснодара Виктора Лихоносова. Он автор многих книг, в которых тонко и мастерски осмысливает жизнь, прошлое и настоящее России, корни человеческие. Когда молодой учитель с Кубани в начале 60-х годов заявил о себе рассказами, среди которых был и рассказ «Брянские» – сыновняя песнь о людях, на земле живущих и ее красящих, – Лихоносова сразу заметили и критики и мастера литературного цеха. Одного из них, Александра Твардовского, писатель чтит как духовного отца своего творчества. Действительно, Александр Трифонович внимательно следил за тем, по какому пути пойдет творчество начинающего прозаика после удачного дебюта: он был наставником, требовательным и доброжелательным. И он первым услышал мощную ноту, доминирующую в прозе Лихоносова, – живой, трепетный пульс жизни народной в «малых родинах», уголках России. И первая повесть писателя – «Чалдонки» и две последующие, датированные шестидесятыми годами, «На долгую память» и «Люблю тебя светло», – как бы подтверждая мысль Твардовского, ясно показали, что в литературу пришел писатель, светло любящий землю свою и глубоко о ней, о ее людях размышляющий. «Отцы наши и деды землю устрояли...» – в этих словах сформулировано чувство сыновнего долга Лихоносова – писателя и человека. Лирико-философское начало сформировывается и подчиняет себе материал в последующих повестях, близких, по мнению критики, к поэмам, – «Осень в Тамани» и «Элегия». Они пронизаны гражданской жаждой познания Родины, ее бесценнейшего духовного богатства – истории и культуры. Вполне естественным кажется поэтому обращение Лихоносова к теме служения искусству – в повести «Чистые глаза» и недавно написанном романе «Когда же мы встретимся?». Как отмечала критика, лучшие герои этих произведений не замыкаются в чисто профессиональных заботах, в своем искусстве они воссоединяют прошлое и настоящее, извлекая из этого урок нравственный, урок зрелой гражданственности. К познанию России, к добру, к осмыслению самого себя, на родной земле живущего и работающего, зовет творчество писателя Виктора Лихоносова.

«Непрост и нелегок творческий путь Лихоносова от простых, как беседа во время зимних сумерек в тепло натопленной избе, пахнущей тестом, березовыми дровами и сухой известью « Брянских» к молитве о русской земле, о ее слове и грустноликих светлых певцах, которым как бы на роду было написано задохнуться от восторженной любви к родине своей и неизбывной печали за нее, – к «Люблю тебя светло», где Лихоносов каким-то чудом сумел воедино слить слово и музыку, грусть и восторг, гордость и скорбь, жгучую современность и не менее жгучий исторический материал!»

Виктор АСТАФЬЕВ

«Читая его (Лихоносова – Ред.) прозу начиная с первых рассказов, которыми дебютировал в начале 60-х годов молодой учитель с Кубани, ощущаешь ясность авторского отношения, заинтересованность в судьбах героев. Трогательна нравственная чистота, определяющая тональность этих рассказов, трогательны их герои, все больше русские женщины – жители деревни или городской окраины, работящие, много пережившие и хлебнувшие на своем бабьем веку лиха; трогательна их готовность отозваться, прийти на помощь, их неспособность причинить боль, обидеть человека. В самом незаметном, будничном взгляд рассказчика обнаруживает сокрытое душевное тепло».

Олег МИХАЙЛОВ

«Лихоносов не канонизирует прошлое. Он «смотрится» в него, чтобы найти там нетленные черты, которые грех забывать».

Валентин КУРБАТОВ

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены