Мое сердце замирало от счастья. Крыша была усеяна воркующей стаей «мохноногих», «зобастых» и «турманов». Они гордо расхаживали по карнизам и при каждом взрыве испуганно взлетали.
Теперь ребятишки азартно соревновались друг с другом. Чьи голуби лучше делают «турмана»и выше всех поднимаются? Особенно ценились голуби, которые, делая круги, поднимались так высоко, что совсем скрывались из виду.
Их можно было разглядеть только в цейсовский бинокль городского головы, но бинокля уже не было, да и самого городского полову давно уже расстреляли приятели брата.
Голуби в этот день летали неохотно. Сделав по воздуху круга два - три, они снова садились на крышу. Они пугались взрывов и снарядов, пролетающих мимо.
Но это было только в первые дни.
Потом голуби привыкли к выстрелам. Привыкли к белым розам шрапнельных взрывов и к аэропланным бомбам, сотрясавшим город.
Голуби уже по-прежнему быстро снимались с крыши и круг за кругом уходили в глубину летней синевы. По-прежнему турманы падали камнем вниз и, внезапно распустив сложенные крылья, взмывали вверх. По-прежнему «напористые»голуби отбивали от чужих стай голубок и загоняли их в свою. Все было по-прежнему.
И когда голубь, сраженный пулей или осколком шрапнели, падал вниз, все думали, что это «туркан» проделывает свой очередной трюк. Так думали голуби и так думали люди.
И только когда голубь шлепался об крышу и, хлопая безвольными крыльями о деревянную крышу, скатывался вниз, когда на теплых солнечных досках появлялась рубиновая струйка крови, - только тогда все понимали, что это война. Бои под городом усиливались. В больницах и школах города, превращенных в госпитали, появились раненые и больные тифом рабочие.
Одни приходили с фронта сами. Других привозили на крестьянских подводах. Третьих приносили товарищи на носилках, сделанных из двух винтовок, продетых в рукава шинели.
Своих городских ребят родня забирала домой, а «чужаки» лежали в больницах. Но некоторых тяжело раненых горожан врачи домой не давали.
По улицам часто стали встречаться похороны.
За гробом шел священник в полном облачении с кадилом и рядом с ним местный духовой оркестр. Когда поп кончал свою «вечную память», оркестр начинал «Марсельезу» или «Вы жертвою пали».
Отец и мать убитого рабочего приглашали попа, а товарищи - оркестр. Поп, чтобы не потерять заработка, соглашался на такое сотрудничество. Только он не допускал оркестра в церковь.
Но когда хоронили матроса, то оркестр, по настоянию товарищей покойного, играл и в церкви.
Похорон становилось все больше и больше. Скоро городок не выдержал и пал. При отступлении из города отец домой не зашел, чтобы не расстраиваться. Забежал только один брат. И сразу бросился в свою голубятню. Потом в отцову. Он отобрал лучших голубей, посадил их в легкую, деревянную клетку и привязал ее к своей спине как ранец.
- Васька, - сказал он мне, - эти голуби по одному будут возвращаться домой. Ты снимай с лапок записки и относи их Власу Черепанову, что живет около кладбища за железнодорожным мостом, знаешь?
- Знаю, - ответил я.
- Только смотри, стерва, - погрозил он мне, - не трепли языком. А то отец вернется - шкуру с тебя спустит.
И брат, не прощаясь, как это было принято у нас на Голубинке, ушел из дому большими шагами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.