В последних числах мая 1924 г. происходил XIII съезд партии. В резолюции съезда «О печати» двенадцатый пункт гласил:
«Развертывающаяся работа комсомола далеко недостаточно обслужена литературой. Необходимо закрепить и обеспечить сеть юношеских областных газет (рабочих, крестьянских и национальных). Должна быть создана всероссийская комсомольская газета»...
Это решение партийного съезда было реализовано ровно через год - 24 мая 1925 г. вышел первый номер ежедневной газеты «Комсомольская Правда». До этого центральным органом комсомола был журнал «Юный Коммунист». Но разве можно руководить и воспитывать миллионный союз через журнал в реконструктивный период? Конечно, невозможно. Но, с другой стороны, хватит ли сил, чтобы подмять такую огромную тяжесть, как ежедневная руководящая газета?
Как и при всяком новом начинании, на ряду с оптимистами было предостаточно и каркающих пессимистов. Они упрямо твердили: «Не выдержим!» О них во вторую свою годовщину вспоминала «Комсомольская Правда»:
«Помнится, как раньше нам в Цекамоле приходилось мечтать о большой всесоюзной комсомольской газете. Не вдруг это удалось осуществить. Но уже зато, когда взялись за создание такой газеты, то сразу «стрельнули» ежедневной. Многие сомневались, выйдет ли, пойдет ли, не сорвется ли...
А «вышло» сразу и довольно недурно. Да иначе и не могло быть. Такое мощное движение, как комсомол, не могло не «поднять» своего центрального органа печати»...
Пессимисты оказались, как это обычно бывает, посрамленными. Слава же оптимистам, которые отстояли ежедневность газеты!
Слов нет, трудно было строить «Комсомолку»: опыта не было, кадров не было и читателей не было - их еще нужно было завоевать. И не будет преувеличением сказать, что редакционный коллектив долго шел на - ощупь, долго экспериментировал, чтобы дать «Комсомолке» свое лицо, создать новый тип массовой руководящей газеты. Сколько работников прошло за эти годы через редакцию! И всех их одолевала «одной лишь думы власть, одна, но пламенная страсть»: дать «Комсомолке» свое оригинальное обличье, сделать ее боевой газетой миллионного комсомола. Разве легко это сделать? Вначале тяжеленько было работать: и сотрудников не было, и юнкоров не было, и материалов не было. И говорят, что иногда передовые статьи приходилось давать на такие «боевые» темы, как задачи спичечной промышленности Белоруссии... Что - ж делать, если другие задачи тогда «не давались» редакции. Но разве это укор?
Помещалась первый год редакция в тихоньком переулочке - Ваганьковском, номер 5. Не очень - то славный и известный переулочек. Больше в Москве и за пределами Москвы известно Ваганьковское кладбище. И многие - многие недоумевали: как могла этакая молодая газетка вырасти на Ваганьковском кладбище? Может быть, это по Пушкину:
«И пусть у гробового входа Младая будет жизнь «играть...»
Иногда приходили конверты с надписями:
Москва. Ваганьковское кладбище. Редакция «Комсомольской Правды».
Мне кажется, не очень - то весело чувствовал себя наш читатель, выводя хмурый кладбищенский адрес.
Редакционные работники первые месяцы тоже чувствовали себя не очень - то «в седле». И когда приходилось куда - либо звонить, где - либо брать материал, то предпочитали рекомендоваться: - Сотрудник... «Правды»! Но комсомол хотел создать авторитетную боевую газету, и он ее создал.
Выход ежедневной центральной комсомольской газеты был встречен, можно оказать без преувеличения, с восторгом.
Первый номер «Комсомольской Правды» имел 30 тыс. читателей, а сотый уже 100 тыс., а сейчас ее тираж - 35 000. К концу же пятилетки «Комсомольская Правда» несомненно будет иметь не менее 750 тыс. читателей!
Чем «берет» читателя «Комсомольская Правда»?
«Комсомольская Правда» завоевала себе авторитет тем, что по боевому подносит материал, нащупывает пульс жизни, берет под обстрел острые вопросы и не боится говорить о болезненных явлениях, что она отвечает на запросы, волнующие молодежь.
На основе генеральной линии разъясняя политику партии, «Комсомольская Правда» помогает комсомольцам выковывать большевистское мировоззрение.
У редакции были политические ошибки - Например «левые» загибы (1929 г.), были и другие ошибки, но в основном, как это оказано во многих решениях ЦК партии и комсомола, она вела правильную партийную линию.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
1920 – 1930. Десять лет белопольского вторжения на Украину