Когда видишь всех их за одним столом, трудно представить себе, что всего лишь несколько дней назад они занимались своими будничными делами в Китае, Вьетнаме, Англии, Румынии, Америке, Чехословакии, Италии... Их лица внимательны и сосредоточенны. Они решают самые важные вопросы их жизни. Что привело их сюда, в Москву, в столицу мира?
Их привело сюда одно общее стремление, которым сейчас охвачен весь простой народ Земли - стремление во что бы то ни стало отстоять мир от происков поджигателей новой войны. Это представители прогрессивного студенчества, входящие в Международный союз студентов. Они собрались на очередную сессию исполкома, чтобы сказать грозное «нет!» империалистам Америки и Англии, готовящим новую войну, посягающим на демократические права народов и экономические нужды студенчества.
- Прогрессивные студенты не хотят войны, - заявил президент МСС Иосиф Громан и, зачитав текст воззвания Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о запрещении атомного оружия, как оружия устрашения и массового уничтожения людей, первым поставил под ним свою подпись.
В торжественной тишине, повторяя про себя, как клятву, слова воззвания, его подписывают один за другим представители прогрессивного студенчества всего мира.
И веришь этой клятве, ибо за подписью видишь французских студентов, помогающих бастующим докерам, распространяющих петиции с требованием отзыва экспедиционного корпуса из Вьетнама, демонстрантов на Кубе, несущих лозунги против маневров американского флота в Караибском море, итальянских студентов из города Пизы, бастовавших почти целый месяц...
По выступлениям делегатов демократических стран, стран восточных колоний можно понять, какая сила единства и дружбы объединяет прогрессивное студенчество всего мира. «Наша дружба, наше единство, - оказала в своём выступлении Райна Георгиева, представительница студентов Болгарии, - намного сильнее, чем атомное оружие».
В этих словах правда. Надо было видеть выражение лиц членов исполкома, когда англичанин В. Б. Раст пытался было своим неуверенным заявлением о том, что воззвание якобы не является достаточной основой для объединения народов в борьбе за мир, уклониться от подписи. Какое всеобщее неудовольствие вызвало это заявление! Видя взгляды осуждения, Раст вслед за другими членами исполкома поставил свою подпись под воззванием Стокгольмской сессии, приписав при этом:
«Запретить не только атомное оружие, но всякое оружие массового уничтожения».
Борьба за мир неразрывно связана с борьбой за демократизацию образования, за удовлетворение экономических нужд студенческой молодёжи. Сессия исполкома МСС выступила против увеличения ассигнований на военные расходы. В своих речах участники сессии приводили факты ухудшения материального положения студенчества в странах капитала и непрекращающегося роста благосостояния в СССР и странах народной демократии.
Лихорадочная подготовка к войне в США и маршаллизованных странах, вошедших в агрессивные блоки, привела к огромному росту затрат на вооружение и к значительному сокращению ассигнований на удовлетворение нужд народа, на образование. В Италии на нужды образования расходуется 0,54 процента бюджета, в Индии - 0,89 процента. В то же время в Италии на военную подготовку идёт 38,7 процента бюджета, в Индии - 50 процентов.
В Соединённых Штатах сотни тысяч студентов - ветеранов войны - были вынуждены прекратить занятия в университетах из - за затруднений финансового порядка. И в самом деле, как можно получить высшее образование, когда средний размер платы за обучение, питание и жильё составляет в любом университете США 871 доллар в год, тогда как большая часть населения зарабатывает меньше 3000 долларов в год, необходимых для самого скромного существования.
Несмотря на огромные разрушения, причинённые войной с фашистской Германией, во время которой было разрушено в СССР 344 высших учебных заведения, в нашей стране сейчас уже действуют 864 вуза - больше, чем до войны, а число студентов возросло до 1.132.000 - на 300.000 человек больше, чем училось в 1940 году. В Болгарии студенты из крестьянских семей составляют две трети студенчества, из семей рабочих - 24 процента, а общее число студентов увеличилось почти в пять раз по сравнению с довоенным временем. Такую же картину роста и демократизации студенчества можно наблюдать в Венгрии, Румынии, Китае. Так, в Ши - Чао - Чуани, железнодорожном центре провинции Хебей, 62 процента учащихся средних школ - дети бедных и средних крестьян и 6,3 процента - дети рабочих. В педагогическом техникуме в Шин - Тай (Северный Китай) 83 процента студентов являются детьми бедных и средних крестьянских семей.
Московская сессия исполкома Международного союза студентов продемонстрировала единство и сплочение прогрессивного студенчества всех стран в борьбе за мир, за лучшие условия жизни и демократизацию образования. Не случайно именно в Москве прозвучал этот голос прогрессивного студенчества, ибо советские студенты вместе со всем советским народом идут в авангарде борцов за мир.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.