Генеральный рабочий

Владимир Николаев| опубликовано в номере №1464, май 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

— А я там, помните, цифры назвал? У нас из пяти с небольшим тысяч работающих — 1230 инженерно-технических работников! Где такое видано? Они жалуются, что им трудно работать. А давайте пройдем по заводу, посмотрим, на каком уровне решаются инженерные задачи — 40 процентов ручного труда!

— Начальник цеха заявил: «СТК выкручивает руки!»

— Может, он имел в виду, что совет пытается заставить его выполнять ту работу, которую он и так обязан делать?.. Видите ли, многие еще рассчитывают на авось, на «дядю», который подкинет денег в случае чего. Поэтому, полагает он, лишний человек, лишний станок не помеха... Вся беда в том, что не разработано четкое положение по хозрасчету в цехах. Если б начальник точно знал, какой у него фонд зарплаты, план, его и совета трудового коллектива цеха дело, сколько брать людей, кому и за что платить.

— Фонд зарплаты сегодня знает каждый.

— Да, но если он его перерасходует, вы думаете, люди без зарплаты останутся? Все равно объединение денег добавит за счет других цехов. Такой парадокс: все предприятие в целом на хозрасчете, а цеха — нет. Кстати, почему мы с вами говорим о сокращении штатов? Никто не предлагает их повсеместно увольнять. Надо правильно расставить людей! А если фонд зарплаты мал, так на то ты и инженер, чтобы это доказать, обосновать свою точку зрения. Или взять должностные обязанности ИТР, руководителей. Каждый составлял их сам для себя лет двадцать назад. Ну, десять. Но времена-то меняются! Раньше считали на арифмометрах, сейчас в каждом кабинете — электронная машинка. Нет, обижаться нечего: того, кто работает, делает дело, не сократят, он всегда нужен. Сейчас хорошие специалисты нарасхват. Но много ли таких? Объявляется конкурс на должность начальника цеха — нет желающих! Значит, люди сами чувствуют, что не потянут этот воз. Или не хотят беспокойной, не по часам, работы?

Получать больше хотят все, а работать больше — далеко не каждый. А почему мы должны держать бездельников, жалеть их? Хозрасчет и спокойная, беззаботная жизнь несовместимы. Знаете, недавно целое министерство ликвидировали — и ничего, заводы не остановились.

...Иногда подумаешь: а кому, собственно, нужна перестройка? Тому, кто всего в жизни уже добился, имеет солидную зарплату, квартиру, машину, дачу? Нет, ему брать на себя дополнительную ношу незачем. Вот и выходит; что главной движущей силой перестройки может и должна быть молодежь.

— Каждое предприятие имело «резерв» численности на сельхозработы, стройки, овощебазы. Как быть теперь, при хозрасчете, когда содержать лишних накладно?

— Действительно, как быть?.. В совхозе наш работник зарабатывает копейки, и завод платит ему средний заработок. Сейчас СТК пытается через арбитраж взыскать с совхоза 90 тысяч за прошлый год — это только убытки из нашего фонда зарплаты, о неполученной прибыли уж не говорим! В Законе о госпредприятии сказано: любые услуги предприятия оказывают на договорной основе. Совет уже применял этот закон на практике. Как-то из райисполкома поступила телефонограмма: выделить людей на овощную базу. А СТК решил — нет! Как раньше, бесплатно, не выделим. Пусть база заключает с нами договор на взаимовыгодных условиях.

— Но овощи-то гибнут... Не кажется ли вам, что совет стоит на позициях «ведомственного эгоизма»? Своя рубашка ближе к телу, никому помогать не будем?

— В какой-то степени да. Но нам деваться некуда! Будем слишком добренькими, промотаем свои заработанные средства — по миру пойдем. Все мы теперь обязаны работать безубыточно! Раньше, до самофинансирования, посторонние затраты не отражались напрямую на каждом работнике. Вернее, отражались, но не в той степени. Министерство их погашало за счет нашей же прибыли. Но оно же и давало деньги на строительство, развитие производства. Вот если б министерство выделило нам целевым назначением тысяч сто для оказания помощи другим организациям, тогда с нас можно было бы строго спросить за отказ в помощи. И с другой стороны давайте посмотрим. Недавно потребовали с нас дополнительные средства на благоустройство города. Совет отказал. Завод и так ведет благоустройство в своем микрорайоне, кроме того, отчисляет, как положено, два процента прибыли в местный бюджет. Как используются эти деньги? Судя по состоянию дорог в городе — не лучшим образом. А помощь селу? Мы платим агропрому по полтора-два рубля за пачку чая, по 70 — 80 копеек за килограмм картошки. При таких ценах да еще и шефскую помощь не оплачивать? Конечно, эту помощь и организовывать надо с умом, на взаимовыгодных условиях.

— Не всем руководителям по душе, что решение совета является обязательным. Любое решение, настаивают они, должно приниматься на основе знания, а не простым большинством голосов: большинство, не обладая соответствующей подготовкой, может не принять, загубить хорошую идею.

— Если хорошая идея не находит поддержки, значит, она не дошла до каждого, не понятна...

— А если не хватает знаний, чтоб понять?

— Ну, народ у нас не такой уж беспонятливый. В том и задача руководителя — растолковать, убедить. А если народ не знает, что делает, ерунда получится. Каждый, как говорится, должен знать свой маневр. Конечно, раньше проще было управлять: приказал — сделали. Насчет компетентности... Мы потому и расширили СТК до шестидесяти человек, чтоб свести на нет возможность ошибочного решения. Да, руководителю бывает трудно доказать правильность своей идеи. Зато уж если доказал, убедил совет — это ж какую силу он получил в помощники! Приняв идею, СТК будет всеми силами ее отстаивать и проводить в жизнь.

— Еще к вопросу о компетентности. Как вы, не директор, можете разбираться во всем круге проблем, стоящих перед заводом, перед советом? Как держать их в поле зрения?

— Пытаюсь. Сидишь вечерами, специальную литературу читаешь — это само собой. Впрочем, почему я должен во всем разбираться? Мы избрали директора-специалиста, пусть он и вникает во все дела, находит толковых помощников. Кстати, и любой директор в чем-то не сам разбирается, а через своих специалистов. Он, допустим, энергетикой не занимался — так что ж, ему теперь директором нельзя быть? Совет дает контрольные цифры, соответствующие службы должны обеспечить их выполнение. А если не выполнят, мы на совете вместе сумеем разобраться почему.

— Ближайшая задача совета?

— Вовремя закончить подготовку к переходу на новые условия оплаты труда.

— А перспективная?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены