Без кисти и карандаша

Ирина Лобанова| опубликовано в номере №1464, май 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Если говорить об увлечениях, никогда не знаешь, какое окажется всерьез и надолго, а какое промелькнет и не оставит следа, словно его и не было. Иногда и серьезное дело оборачивается пустяком, шуткой, а бывает, и шутка оказывается вдруг серьезным делом. Но всегда выходит нечто неожиданное, когда взрослые увлекаются детскими забавами.

Наклеивание (по-французски — коллаж) цветных кусочков бумаги, фотографий, вырезанных из журналов репродукций — любимый художественный прием школьников при оформлении альбомов, стенгазет. Ведь хорошо рисовать многие не умеют, а «гладкость» репродукции заменяет недостаток трудоемкой техники. Именно так Олег Грачев, студент второго курса географического факультета педагогического института имени В. И. Ленина, оформлял курсовую стенгазету. Тогда еще он не знал, что это занятие — начало его творческого пути. Пути в большое искусство.

Этой забавой, казавшейся многим бесполезным времяпрепровождением, Олег продолжал заниматься в свободные часы, когда служил в армии. Здесь он познакомился с Арсением Драчинским, человеком, во многом определившим и воспитавшим его вкус. А вкус, чувство гармонии и стиля, как известно, в изобразительном искусстве определяют многое, если не все. Вместе с Арсением Олег выклеивал замысловатые почтовые конверты, одновременно получая начальные понятия о композиции, цветовом пятне и других теоретических «премудростях».

Позже, после долгого перерыва, когда друзья встретились, Ареений Драчинский был немало удивлен, увидев, что юношеское увлечение, которому он не придавал никакого значения, превратилось у его друга в серьезное искусство. Коллажи Грачева начал печатать журнал «Знание — сила», а в клубе «Новатор» состоялась персональная выставка. Однако Олег не забыл о том влиянии, какое оказал на его творчество Арсений. Помнил и о последующих своих добровольных учителях — художниках Д. Петрове и Е. Шабельнике, работавших в журнале «Советское фото». «Когда принес им свои коллажи, — вспоминает Олег, — они буквально нянчились со мной, разбирая каждую работу, объясняя, что получилось, а что надо переделать и почему».

Однако необходимо оговориться. Олег не был первооткрывателем этой техники в изобразительном искусстве. И пусть не думают читатели, что работать в технике коллажа просто и легко. Этот технический прием возник в искусстве в начале века. Первыми стали применять его в станковой живописи художники-кубисты. Добиваясь особой фактуры, они приклеивали к холсту обрывки газет, куски тканей, обоев, дерева... Примером применения коллажа может служить знаменитая картина «Герника» Пабло Пикассо. Используя газетные вырезки, художник добился в ней особого ощущения тревоги, подчеркнутой публицистичности, злободневности.

Недаром коллаж ближе всего к искусству плаката, основа и сила которого заключены в образном воплощении мысли, идеи. В современном изобразительном искусстве все авангардистские направления использовали его приемы, которые иногда принимают за влияние сюрреализма.

Именно фантазия и метафоричность свойственны художественному почерку Олега Грачева. Посмотрите, как оригинален и в то же время психологичен его автопортрет. Каким юмором, острым чувством современности обладает художник. Коллаж к тому же требует точности и терпения. Над некоторыми работами Олег трудился по нескольку лет. «В какой-то степени моя работа близка к собирательству. Приходится хранить огромное число вырезок, даже таких, которые не всегда могут понадобиться... Однако, придумывая композицию, всегда помню о них.

Иногда приходится просматривать сотни страниц для того, чтобы найти искомую деталь. Я стараюсь как можно меньше дорисовывать, стараюсь даже фоны вырезать из журналов. Хотя теперь все чаще использую аэрограф».

Недавно состоялась очередная выставка Грачева в Академии наук. Она пользовалась успехом и пониманием, ведь ученые любят фантазировать. Сейчас Олег работает над иллюстрациями научных текстов, оформляет учебник «Техника быстрого чтения», роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», книгу А. Вознесенского «О».

Приходит к Олегу признание и зрителей, и профессиональных художников.

Вот что может получиться, когда всерьез относишься к «несерьезному делу».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Еще не вечер

Повесть. Окончание. Начало в №№7 — 9.